Как мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе»
С того момента, как из рая Адам был изгнан в этот мир, он стал мечтать об освобождении от неволи, вызванной грехопадением. Вместе с ним и все человечество на протяжении веков и тысячелетий стремится к свободе. Но как люди ее понимают?
Народ израильский сотни лет ждал Мессию. Но, когда Господь пришел, собрал учеников, даже они до конца не понимали истинной цели Его служения и пытались закрепить за собой посты при «новом царе» (см. Мк. 10:37). Однако Иисус Христос вовсе не был похож на грозного завоевателя, императора, который способен избавить Иудею от подчинения Римской империи. Сам Спаситель говорил: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Не материальную независимость Господь дарует своим сынам. Крестными страданиями и воскресением Иисус Христос показывает, что свободу, которую Он дает, не может уничтожить ни плен, ни унижение, ни даже смерть. Это спасение от рабской покорности греху (ср. Ин. 8:34–36).
С изменением исторических реалий понятие «свобода» изменялось до такой степени, что в одно и то же слово представители разных поколений могли вкладывать противоположный смысл.
Разнообразные трактовки ярко отразились в высказываниях политических деятелей, философов, представителей общественной мысли своей эпохи. Древнегреческий философ Гераклит считал свободу проявлением самоволия и сравнивал ее с пожаром, которой немедленно нужно гасить, а византийский император Юстиниан подразумевал под этим понятием избавление личности от рабства. Независимым человеком в начале — средине XVIII века считали того, кто может делать то, что доставляет ему удовольствие, о чем упоминал Вольтер. До крайности эту мысль довел Генрик Сенкевич. Он сказал, что свобода — «это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят».
Упоминаемые определения объединяет их тяготение к земному. Значит, чтобы достичь такой независимости, от человека фактически не требуется никаких усилий. Это свобода вседозволенности, отрицание над собой Бога — ведь если Он есть, необходимо себя в чем-то ограничивать, держать ответ за свои слова и поступки. Проще отвергнуть все сложности и возвысить себя до уровня божества, чтобы создать комфортные условия для совершения греха. Только обмануть внутренний голос совести оказывается сложно.
Достигший вершины славы и почитания, умирающий от рака Вольтер просил лечащего врача, чтобы тот хотя бы на полгода продлил ему жизнь. Он боялся пойти в ад и умолял, чтобы к нему позвали священника. Впоследствии, когда сестру милосердия, проводившую в последний путь известного поэта и мыслителя, пригласили в другой дом к тяжелобольному, она поинтересовалась, верил ли этот человек в Бога. Женщина призналась, что за все сокровища вновь не согласилась бы видеть умирающего атеиста.
Господь возвел свободу до уровня Небесного Царства, вечности. Независимость от греха требует усилий человеческой воли, готовности к самопожертвованию, обличения греха в самом себе, а не в окружающих. Но благодаря этому уже на земле христианин может ощутить внутри себя Царство Божие (ср. Лк. 17:21).
В последние десятилетия эгоистическое понимание независимости широко распространено. Тот, кто твердит «Я могу жить так, как хочу», когда заходит речь о других людях, начинает требовать: «Они обязаны, должны, им следует…». Выходит, что для себя — свобода во всем, а для других — сплошная ответственность. Что обычно считается проявлением юношеского максимализма, в современную эпоху присуще зрелым и даже пожилым людям. Человек с подобными взглядами по-настоящему так и не повзрослел, не научился принимать серьезные решения и давать в них отчет. В сущности, многие из тех, кто стремится к независимости, испытывают тотальный страх перед настоящей возможностью выбора.
В той или иной мере грешник пытается оправдать собственные ошибки и болезненную зависимость от страсти. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что проявление воли, будучи сладостным по природе, радостно праведникам и мучительно для грешников. «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы он властвовал над желанием», а тот, кто подвержен страстям, сам себя неволит — ищет средства и возможности вновь совершить грех.
Если человек хочет управлять собственной жизнью, игнорируя опыт старших поколений, руководствуясь лишь желаниями, он должен и нести полную ответственность за свои поступки. Многие ли это осознают?
В большей степени я обращаюсь к молодому поколению: умному, талантливому, активному, но порой и беспечному. Развлекаясь ночью с сомнительной компанией, выбирая экстремальный вид спорта ради ярких ощущений, готовы ли юноша или девушка в случае возникновения травм отвечать за свое решение? Нет, ведь это родителям придется их содержать или, если здоровье так и не восстановится, ухаживать за ребенком-инвалидом до конца своих дней.
Если молодые люди решили, что они свободны и в отношениях с противоположным полом, намерены ли они растить и воспитывать ребенка, создать настоящую семью? Часто об этом даже не задумываются, хотя очевидно, что в результате подобных связей на свет появится дитя. В лучшем случае человек начинает взрослеть, когда ошибка уже совершена. Но так бывает не всегда. Чаще, опьяненный вседозволенностью, он бежит от ответственности и совершает еще больший грех — убийство (аборт). Самый распространенный аргумент — «хочу быть свободной». Только почему-то не возникает мысль, что на земле уже существует другая личность, не только выбор, но и саму жизнь которой отец и мать готовы перечеркнуть.
Чем больше человек избегает ответственности, тем в более жесткой форме она его преследует. Сделав аборт, молодые родители хотят забыть о неудачном приключении, а в итоге на протяжении всей жизни муки совести напоминают им о необдуманном поступке. В конечном итоге безотчетные решения могут привести и к невозможности иметь детей.
У писателя Рея Брэдбери есть хороший рассказ на тему свободы и ответственности, который знаком современной молодежи по школьной программе. В нем описывается, как отец одного семейства пожелал, чтобы все люди, кроме них, исчезли. Не было бы суеты, постоянной необходимости идти на работу. «У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?» — говорил мужчина. А на следующее утро его мечта сбылась.
Семья отправилась в длительное путешествие: только отец, мать и ребенок. Но города казались мертвыми. В один из дней, одноцветных, скучных, супруга заметила слезы в глазах мужа. Он проговорил через силу, что было бы так прекрасно, если бы все «вернулось на свои места, … все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети. Правда, было бы хорошо?» Как в реальной жизни, из-за безотчетного желания отца больше всего пострадал ребенок. Грех родителя отразился и на его сыне: мальчику суждено было ощутить на себе всю горечь одиночества.
Так часто случается и с детьми, чьи отцы и матери не желают отказаться от курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. «Зависимость» — даже в светском обществе на такие проявления «свободы» смотрят с укоризной. Подверженный вредной привычке отказывается считаться с близкими. Неслучайно слово «страсть» родственно слову «страдание»: зависимый от порока человек мучается и доставляет боль окружающим. Хорошо, если он приходит к пониманию, что без Божией помощи избавиться от изъяна просто не под силу.
Необязательно греховные зависимости так очевидны, как алкоголизм или наркомания. Порой невнимание к детям из-за стремления отца или матери «обеспечить благосостояние семьи» может сделать их несчастнее, чем ребенка того же выпивающего человека. Игромания, увлечение социальными сетями, «открытые браки», решение молодых родителей оставить детей дедушкам и бабушкам, чтобы подольше пожить в свое удовольствие, — все это проявление себялюбия и неумение заботиться о самых близких.
К сожалению, сегодня информации, направленной на молодежную аудиторию и рассказывающей о «красивой» жизни, несравнимо больше, чем социальной рекламы. Тем не менее можно заметить, что в городах все чаще появляются плакаты, которые призывают задуматься о последствиях своих действий. Например, напоминание, что «свободные отношения» часто приводят к заболеванию СПИДом.
Ответственность нужно прививать, не стесняться каждый раз проговаривать возможные реальные последствия каких-то действий. Нужно не бояться называть вещи своими именами. Не открытый брак, а блуд; не свобода, а зависимость курильщика; не самостоятельность, а непочтение к родителям.
В чем же тогда проявляется воля человека?
Он выбирает себе профессию и род занятий, во многом определяет образ жизни, принимает решение о браке или не создает семью и принимает монашество, становится верным чадом Церкви или остается зависимым от своих желаний и привычек. Но по-настоящему мир свободы открывает «закон духа жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8:2). Человек получает возможность проявить самые лучшие стороны своей души, прощать, любить, радоваться каждому мгновению, благодарить Творца. Такую личность любые жизненные невзгоды, смерть и жизнь, будущее и настоящее не смогут отлучить от Божественной любви и вечного блаженства (см. Рим. 8:38).
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (45) раз