Зачем соблюдать заповеди?
Соблюдать заповеди трудно, а порой и больно. Может быть, есть возможность обойтись без этого? Просто жить спокойно и плыть по течению… Протоиерей Николай Марковский, уверен, что в таком случае погибнут не только человеческие души, но и вся наша цивилизация.
Человеческое общество живёт по определённым правилам. В нравственном плане заповеди регулируют нормальные, цивилизованные отношения в этом обществе. Если бы таких заповедей не было и люди их никогда не соблюдали, во что превратилось бы наше общество? — в племя, где нет ничего святого, никаких ограничений. Думаю, в этом случае человечество не достигло бы тех высот цивилизации, плодами которых мы пользуемся каждый день.
Духовная составляющая заповедей ещё важнее. Наша земная жизнь очень скоротечна и временна. После кончины мы все придём на суд Божий, где дадим ответ за все свои деяния. Заповеди — это дорожная карта, которая ведёт человека в Царствие Божие. Только через соблюдение их православный христианин может наследовать его.
Представим автомобиль, который двигается из пункта А в пункт Б. Чтобы добраться до места назначения благополучно и без аварий, водитель должен смотреть на знаки и соблюдать правила дорожного движения. Если он это сделает, то доберётся до пункта назначения. Если проигнорирует — попадёт в аварию и погубит себя, а может быть, и других. Так же и с заповедями: если человек стремится их соблюдать, то наследует Царствие Божие, в противном случае — о каком Царствии Божием мы можем говорить? Потому на вопрос «зачем соблюдать заповеди» отвечу просто: для наследования Царствия Небесного.
Отдельный вопрос — как мы соблюдаем заповеди. Часто люди просто не понимают, о чём идёт речь, когда говорят об этом. Например, возьмём заповедь «возлюби ближнего своего как самого себя». Христос не говорит: «не будь равнодушен», «не проходи мимо», но — «возлюби ближнего своего». Это очень трудно.
Некоторым кажется, что исполнить эту заповедь легко: я ведь никого не убил, не ограбил, не оскорблял — значит, вполне возлюбил. Нет, это поверхностный взгляд и, по сути, — равнодушие. Равнодушие не имеет ничего общего с любовью. Любовь — это когда в каждом человеке ты видишь искру Божью, создание Творца. Когда можешь так любить — это высшая добродетель.
Возьмём заповедь «не укради». Большинство людей скажут: это не имеет ко мне отношения, я не ворую. Однако дело в том, что многие не воруют потому, что боятся наказания. Неизвестно, сколько из них взяли бы чужое, не угрожай им расплата. Заповедь «не укради» значит «даже не помысли об этом»! Понимаете? Нельзя заповеди рассматривать только как удерживающий, контролирующий фактор. Любовь должна быть любовью, добро — добром. Тот, кто любит, не пнёт, не обидит — даже если можно, если никто не видит, если не накажут.
Для человека важна глубина восприятия заповедей. Это значит, что каждую из них нужно рассматривать отдельно и очень внимательно. Если человек может искренне соблюдать все заповеди, идёт по тем указателям, которые оставил ему Христос, — он наследует Царствие Небесное.
Есть люди, которые говорят: «Зачем мне соблюдать заповеди? Я не хочу в Царствие Небесное!» Так может говорить только человек крайне неразумный и однозначно невоцерковлённый. У такого хочется спросить: а ты желаешь зла своим детям? Хочешь, чтобы они были голодные, холодные, немытые, лишённые материнского тепла? Мало какой человек скажет — да, желаю. Так же и с душой. Хотим ли мы ей вечной муки?
В качестве примера я часто привожу судьбу известного сатирика Михаила Задорнова. Он всегда смеялся над Церковью, священнослужителями, верующими людьми, пропагандировал так называемое разноверие, но на смертном одре внезапно принял крещение. Казалось бы — зачем? Думаю, когда он стоял на пороге жизни вечной, то испугался, принял Бога — и в итоге крестился. Это ответ всем, кто говорит, что не хочет в Царствие Небесное. Так может говорить человек, который мало прожил и мало видел.
Возьмём представителей опасных профессий: они, как правило, все верующие. Один врач-реаниматолог рассказывал мне, что среди его коллег неверующих нет. Так же на фронте, в шахте. Конечно, тот, кто живёт спокойно, сыто и благополучно, не имеет проблем со здоровьем, может говорить, что ему не нужно Царствие Небесное. Но пусть пройдёт время. Посмотрим, что с ним будет дальше.
Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (51) раз