Можно ли просить Бога о чуде
Многим людям рассказы о чудесах представляются если не выдумками, то большим преувеличением реальности. «Если чудеса действительно возможны, то я бы знал о них не из книг и не понаслышке, — рассуждает скептик. — Мне же ни разу в жизни не привелось быть очевидцем чуда, значит, их нет».
В житии преподобной Марии Египетской, например, сказано, что она осенила воду крестным знамением и пошла по ней, как по суше. «Вот произошло бы нечто подобное на моих глазах, — думает человек, — я бы, наверное, поверил, что Бог существует». Эта точка зрения в корне неверна. Кто прежде, чем уверовать в Бога, ожидает от Него чудес, тот не дождется их, потому что имеет неправильную мотивацию. Говоря евангельским языком, он искушает Бога (см. Лк. 11:16).
На порожденную праздным любопытством просьбу совершить чудо Христос отвечает, что «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39). Его чудесное возвращение к жизни после трех дней пребывания в китовом чреве предзнаменовало смерть и воскресение Христа. После трех дней, проведенных в аду, Господь воскрес и открыл верующим в Него путь к вечной жизни с Богом.
Также напрасно испрашивал чуда и богач в притче о богаче и Лазаре. Он умолял Авраама воскресить Лазаря и послать его к своим братьям, чтобы те, увидев чудо, покаялись. Но в ответ он услышал, что они уже имеют свидетельства Моисея и пророков, а если их не слушают, то не поверят даже воскресшему из мертвых (см. Лк. 16:31): удивятся, испугаются, а потом забудут и будут жить как прежде.
В то же время в иных случаях Христос неоднократно творил чудеса. Кто же был их свидетелем?
Есть точка зрения, что чудеса нужны неверующим, чтобы они обратились к Богу. Но если бы чудо гарантированно обращало к вере, наверное, Господь явил бы его каждому. Однако нет гарантий, что в жизни человека после того, как он увидит чудо, что-то изменится. Таковы были братья богача из евангельской притчи. Очевидцем невероятных чудес Божьих был Денница. Он нисколько не сомневается в бытии Творца, в Его всемогуществе. Однако это не помешало ему стать богопротивником.
Господь являет чудеса тем, кто от этого способен изменить свою жизнь, кому это принесет духовную пользу. Одним в жизни довелось видеть много чудес. Преподобному Серафиму Саровскому, например, Пресвятая Богородица со святыми являлась двенадцать раз. Одна женщина, которая возит паломнические группы по святым местам, рассказывала: «За те пятнадцать лет, что работаю, я видела столько чудес, как люди получали исцеление, как исполнялись их молитвы, заветные просьбы, что, пока есть силы, буду этим заниматься. Само то, что я вижу, как Господь помогает, дает мне силы и на молитву, и на перенесение своих скорбей и неурядиц».
Но можно ли ждать чудес, надеяться на них, просить о них у Бога? Нет. Святые отцы категорически запрещают это. Даже если человек молится о самом необходимом, ему не всегда бывает полезно получить просимое: освободиться от болезни, например, или даже остаться в живых. Если мы доверяем Господу, Его благому Промыслу о нас, мы всегда говорим: «Отче наш, да будет воля не моя, но Твоя, благая и совершенная».
Если Господь считает нужным явить чудо, Он его явит. Но ждать и даже думать об этом — неполезно для души. Наш путь — движение по заповедям, которые Христос дал для нашего спасения. А мечты о чудесах уводят с этого пути.
Иные не видят ни одного чуда. Это не значит, что чудеса не происходят в их жизни, но им полезнее не видеть их воочию. Возможно, они узнают о том, как Господь берег их и направлял к спасению, уже после окончания земной жизни. Тогда чудес уже не будет, как и веры, ведь духовная реальность станет очевидной (ср. 1 Кор. 13:12), а значимо будет только одно — научился ли человек отвечать на любовь Христову, приобрел ли, хотя бы в малой степени, это качество личности.
Для нас ныне главное — обращенность к Богу, стремление к общению с Ним, исполнение Его воли. А вмешается Господь каким-то явным чудом в нашу жизнь, или Его вмешательство покажется нам естественным ходом вещей — это не столь важно.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (38) раз