Выбрать страницу

День святого, любви или плюшевых сувениров? Почему мы любим в связи с датой

Фото: unsplashСтарая проблема. По обычаю, если где всплывает разговор про 14 февраля, о валентинках, плюшевых сердечках, конфетках и прочей бижутерии, то обязательно вылезет чье-то гордое обличение, в котором откуда-то берется псевдобогословский набор шаблонов как желание, видимо, показаться умным: это не наш, это католический праздник. Почему это не главная претензия к Дню святого Валентина – рассуждает священник Андрей Мизюк.

В этом случае приходится остужать пыл ревнителя мнимого благочестия и напоминать ему о том, что а) известные нам святые с этим именем являются общими для Восточной и Западной Церкви; б) 14 февраля нет памяти ни одного из этих святых в календаре Православной Церкви и поминовение святого Валентина в Западной Церкви перестало быть общеобязательным вовсе; в) гражданская биография «святого Валентина», привязанного к 14 февраля, повергает в шок как православных, так и католиков.

Поэтому оставим в покое и православных, и католиков, и доброе имя святых, каковые никакого отношения не имеют к тому набору бреда, который обычно лезет в этот день из каждого утюга. Это обычный коммерческий светский праздник, который в большей степени имеет свои корни в римском язычестве. Там действительно существовал праздник влюбленных пар, посвященный богине Юноне.

В Церкви же известны как минимум трое святых с этим именем ранних веков и еще несколько новомучеников. Интересно, что имя Валентин стало появляться в России лишь в XIX веке, в церковной среде.

Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за проповедь о Боге в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти – это дни, когда мученики приняли кончину от рук язычников. Это особенно интересно в свете того, как популярен праздник с языческими корнями в светском обществе. Ну и еще интересный нюанс: в годы жизни всех вышеописанных святых никакого венчания попросту не существовало.

Поэтому рецепт праздника очень прост: берем несколько относительно близких к реальности фактов, смешиваем с фантазией, делаем спецпродукцию и преподносим в виде неоспоримого факта. Романтика и драма.

Но это к вопросу о привязке святых с именем Валентин к этому празднеству. На самом деле, в общем-то, о святом (или псевдосвятом) в этот день вспоминают мало, хотя, казалось бы, человек вроде как жизнь за поколения влюбленных положил и подвигом добрым пример явил. Это если придерживаться теоретической части. А на деле здесь всегда в выигрыше цветочные салоны, кондитерские и магазины игрушек. Спрос есть. И они в этом не виноваты.

Но интересно другое: зачем вообще какой-то конкретный день для любящих друг друга людей? Чем 14 февраля от любого другого числа отличается? Или это такой парад: народ, смотрите, мы влюбленные – мы есть. Почему, в конце концов, не оказать знаки внимания любимому человеку в любой другой день, почему не каждый день? Ну, хорошо, традиция, обычный праздник, пришел к нам не так давно, но ажиотаж-то откуда? Что в нем особенного? То, что вполне себе естественно и обычно, стало какой-то фишкой.

Фото: unsplash

Ну, по-моему, здесь все ясно: это как с зеленым горошком и мандаринами под Новый год. История похожа. Просто очередной винегрет с назначенной датой. Ток-шоу, концерты, какая-то суетливая трескотня: жарит себе, как печка, телевизор. Ну а влюбленные-то? Они тут при чем? Вот лично мне в этом дне совсем не нравится весь этот маховик ширпотреба. Как и в остальные наши гендерноразделенные праздники. Видимо, чтобы уж день взятия Бастилии впустую не прошел?

Люди! Если любимый человек рядом – то это праздник на всю жизнь. И, конечно же, есть очень большая разница между влюбленностью и любовью. Почему тогда нет дня любящих людей? Почему только влюбленных?

И нет, влюбленность не плоха сама по себе, но без развития во что-то большее, без понимания серьезности чувства, без размышления об ответственности это все рискует быть просто очередной блажью. И, если в первом случае чувство мы разглядываем словно бы через мутное стекло, кто его там знает, может, наваждение, то во втором – это как у Высоцкого: «люблю, значит дышу, живу». А через эти слова приоткрывается и иной смысл: любовь – источник и причина всему. Она прорастает и укрепляет, она созидает, она не имеет в себе порывов и истерик, обмана и мести, она больше смерти, потому что после смерти она и продолжается.

Если есть желание вспомнить о святом, то почитайте. Узнайте, какая Любовь руководила людьми, что и Кто давал им силы и твердость сохранять свое сердце в любви к миру даже вопреки мечу или пыткам. Даже наши отношения, отношения между людьми – это сокровенная тайна, радость, к которой не имеет отношения вся эта медийная болтовня. Это то, к чему не имеют права прикасаться ничьи мнения и взгляды. А человеку в сознание вбивается: «Ой, завтра бы не забыть купить носки, бритву, шампунь, конфеты».

И получается какая-то пошлость с купидонами, плюшевыми сердцами и покупками по случаю. Странно любить по случаю и в связи с датой. Страшно, потому что эти «по случаю» всю оставшуюся жизнь делают серой. А человека рядом – привычкой.

Праздники – это такие вспышки где-то в тумане. Что там у нас на календаре? О, пора за пирожками. Нет ли в этом чего-то навязанного, ненастоящего?

Вопрос «наше – не наше», мне кажется, тут вообще излишний. Здесь другое: жизнь интересна и неповторима во всякое свое мгновение, нам нет необходимости искать раздутые поводы к радости. Потому что всякий человек – это отдельный неповторимый мир. И мир вокруг нас – это никогда не скучно и это всегда поиск и испытание. К чему же тогда пластмассовые безделушки, когда Любовь дает возможность обрести большее. Целую жизнь, например.

Вот, наверное, я больше за праздник любящих людей. А он вполне себе может быть каждый день.

Священник Андрей Мизюк
Православие и Мир

Просмотрено (23) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »