День святого, любви или плюшевых сувениров? Почему мы любим в связи с датой
Старая проблема. По обычаю, если где всплывает разговор про 14 февраля, о валентинках, плюшевых сердечках, конфетках и прочей бижутерии, то обязательно вылезет чье-то гордое обличение, в котором откуда-то берется псевдобогословский набор шаблонов как желание, видимо, показаться умным: это не наш, это католический праздник. Почему это не главная претензия к Дню святого Валентина – рассуждает священник Андрей Мизюк.
В этом случае приходится остужать пыл ревнителя мнимого благочестия и напоминать ему о том, что а) известные нам святые с этим именем являются общими для Восточной и Западной Церкви; б) 14 февраля нет памяти ни одного из этих святых в календаре Православной Церкви и поминовение святого Валентина в Западной Церкви перестало быть общеобязательным вовсе; в) гражданская биография «святого Валентина», привязанного к 14 февраля, повергает в шок как православных, так и католиков.
Поэтому оставим в покое и православных, и католиков, и доброе имя святых, каковые никакого отношения не имеют к тому набору бреда, который обычно лезет в этот день из каждого утюга. Это обычный коммерческий светский праздник, который в большей степени имеет свои корни в римском язычестве. Там действительно существовал праздник влюбленных пар, посвященный богине Юноне.
В Церкви же известны как минимум трое святых с этим именем ранних веков и еще несколько новомучеников. Интересно, что имя Валентин стало появляться в России лишь в XIX веке, в церковной среде.
Церковь почитает трех мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за то, что он христианин, в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного за проповедь о Боге в 269 году (память 19 июля). Все даты памяти – это дни, когда мученики приняли кончину от рук язычников. Это особенно интересно в свете того, как популярен праздник с языческими корнями в светском обществе. Ну и еще интересный нюанс: в годы жизни всех вышеописанных святых никакого венчания попросту не существовало.
Поэтому рецепт праздника очень прост: берем несколько относительно близких к реальности фактов, смешиваем с фантазией, делаем спецпродукцию и преподносим в виде неоспоримого факта. Романтика и драма.
Но это к вопросу о привязке святых с именем Валентин к этому празднеству. На самом деле, в общем-то, о святом (или псевдосвятом) в этот день вспоминают мало, хотя, казалось бы, человек вроде как жизнь за поколения влюбленных положил и подвигом добрым пример явил. Это если придерживаться теоретической части. А на деле здесь всегда в выигрыше цветочные салоны, кондитерские и магазины игрушек. Спрос есть. И они в этом не виноваты.
Но интересно другое: зачем вообще какой-то конкретный день для любящих друг друга людей? Чем 14 февраля от любого другого числа отличается? Или это такой парад: народ, смотрите, мы влюбленные – мы есть. Почему, в конце концов, не оказать знаки внимания любимому человеку в любой другой день, почему не каждый день? Ну, хорошо, традиция, обычный праздник, пришел к нам не так давно, но ажиотаж-то откуда? Что в нем особенного? То, что вполне себе естественно и обычно, стало какой-то фишкой.
Ну, по-моему, здесь все ясно: это как с зеленым горошком и мандаринами под Новый год. История похожа. Просто очередной винегрет с назначенной датой. Ток-шоу, концерты, какая-то суетливая трескотня: жарит себе, как печка, телевизор. Ну а влюбленные-то? Они тут при чем? Вот лично мне в этом дне совсем не нравится весь этот маховик ширпотреба. Как и в остальные наши гендерноразделенные праздники. Видимо, чтобы уж день взятия Бастилии впустую не прошел?
Люди! Если любимый человек рядом – то это праздник на всю жизнь. И, конечно же, есть очень большая разница между влюбленностью и любовью. Почему тогда нет дня любящих людей? Почему только влюбленных?
И нет, влюбленность не плоха сама по себе, но без развития во что-то большее, без понимания серьезности чувства, без размышления об ответственности это все рискует быть просто очередной блажью. И, если в первом случае чувство мы разглядываем словно бы через мутное стекло, кто его там знает, может, наваждение, то во втором – это как у Высоцкого: «люблю, значит дышу, живу». А через эти слова приоткрывается и иной смысл: любовь – источник и причина всему. Она прорастает и укрепляет, она созидает, она не имеет в себе порывов и истерик, обмана и мести, она больше смерти, потому что после смерти она и продолжается.
Если есть желание вспомнить о святом, то почитайте. Узнайте, какая Любовь руководила людьми, что и Кто давал им силы и твердость сохранять свое сердце в любви к миру даже вопреки мечу или пыткам. Даже наши отношения, отношения между людьми – это сокровенная тайна, радость, к которой не имеет отношения вся эта медийная болтовня. Это то, к чему не имеют права прикасаться ничьи мнения и взгляды. А человеку в сознание вбивается: «Ой, завтра бы не забыть купить носки, бритву, шампунь, конфеты».
И получается какая-то пошлость с купидонами, плюшевыми сердцами и покупками по случаю. Странно любить по случаю и в связи с датой. Страшно, потому что эти «по случаю» всю оставшуюся жизнь делают серой. А человека рядом – привычкой.
Праздники – это такие вспышки где-то в тумане. Что там у нас на календаре? О, пора за пирожками. Нет ли в этом чего-то навязанного, ненастоящего?
Вопрос «наше – не наше», мне кажется, тут вообще излишний. Здесь другое: жизнь интересна и неповторима во всякое свое мгновение, нам нет необходимости искать раздутые поводы к радости. Потому что всякий человек – это отдельный неповторимый мир. И мир вокруг нас – это никогда не скучно и это всегда поиск и испытание. К чему же тогда пластмассовые безделушки, когда Любовь дает возможность обрести большее. Целую жизнь, например.
Вот, наверное, я больше за праздник любящих людей. А он вполне себе может быть каждый день.
Священник Андрей Мизюк
Православие и Мир
Просмотрено (23) раз