Вера, открывающая глаза
Беседа на апостольское чтение Недели мытаря и фарисея.
Второе Послание к Тимофею, из которого мы читали сегодня, есть духовное завещание апостола Павла своему любимому ученику, написанное незадолго до смерти Павла. В нынешнем отрывке обращают на себя внимание следующие стихи: «Пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:14–15).
Прежде всего, нужно отметить, что в то время «священные писания» с детства знал каждый иудей. Еврейских мальчиков обычно начинали обучать «писаниям» с пяти лет. Обучение детей закону было предписано самим законом. Поэтому большей частью евреи были грамотные и в священных текстах разбирались. Книжники, знатоки закона, были очень уважаемы, подобно тому, как сегодня государство Израиль ценит и уважает хасидов и платит им пособие для того, чтоб они молились и изучали Тору.
Однако большинству евреев знание закона не только не помогло узнать истинного Мессию, но даже и помешало. Из-за преобладания плотских интересов и чрезмерной привязанности к букве закона пророчества о Мессии были неправильно поняты. Духовное величие и слава Мессии были осмыслены как его политическое могущество, освобождение Израиля от врагов трактовалось как избавление от римского ига. Апостол Павел писал об иудеях, что «умы их ослеплены» и на них лежит некое покрывало, мешающее им понимать правильно ветхозаветные Писания (см. 2 Кор. 3:14). А покрывало это снимается Христом, верою в Него.
С Тимофея апостол Павел снял это покрывало, открыв ему веру во Христа. Только после этого чтение ветхозаветных книг может «умудрить во спасение», т. е. научить спасаться правильно. Такое христианское чтение закона и пророков оказывается настолько важным, что Павел, чувствуя приближение смерти, завещает Тимофею вместо себя Писание – как лучшего духовного руководителя. Священные Писания «могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса», – говорит Павел.
Вера во Христа Иисуса, братья и сестры, снимает покрывало не только с евреев, но и со всякого человека, и не только в отношении Священного Писания. Христианская вера снимает с наших глаз покров непонимания и неинтереса ко всему окружающему миру, кроме греха.
Христианину во вселенной должно быть интересно все, потому что ему дано видеть за всякой пылинкой мироздания премудрость Божию, за каждым жизненным событием – глубину Божьего Промысла. Наука для христианина обретает полноту смысла, потому что наука изучает Божье творение. Любой вид настоящего искусства полезен верующему, потому что подлинное искусство всегда выражает Божественную истину. Все грани человеческой культуры открывают бездну смысла христианину, ибо ему открывается Источник всякой красоты, гармонии, мудрости.
Вера Христова открывает нам путь к тайнам мироздания – и верующему человеку становится интересен весь мир, который он читает как книгу премудрости Божией.
Отсюда можно видеть некоторую ненасытимость святых в познании Бога и Его творения. Например, замечательный подвижник XIX века, святитель Феофан Затворник. Знаете ли вы, братья и сестры, что нашли в одинокой келье Затворника после его смерти? Скрипку, телескоп, два ящика с инструментами, токарными, столярными, переплетными, палитру для красок и кисти. Фотографический аппарат, станок для выпиливания из дерева, верстак, токарные станки. Два микроскопа, анатомический атлас, шесть атласов географии общей, церковной и библейской. В келье также находилась одна из богатейших частных библиотек того времени. Кроме духовных книг, там были научные издания на разных языках, новейшие выпуски художественной литературы – всего более 3000 книг. К этому списку можно прибавить иконы, написанные самим святителем.
Какой необычный затворник: на скрипке играл и в телескоп смотрел! И это очень понятно. Телесное здоровье рождает хороший аппетит, а духовное здоровье открывает жадность к познанию Бога и Его законов. Нормальному, здоровому христианину свойственно хотеть учиться. Честно говоря, так бы хотелось сейчас, когда вера в Бога проснулась, самому сесть за школьную скамью. И, впитывая знания по географии, математике, биологии, физике, химии, за все новое благодарить Бога, говоря про себя: «Дивна дела Твоя, Господи! Вся премудростью сотворил еси! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!»
Некоторое недоумение вызывают христиане, не желающие учиться, что-либо читать, узнавать… Ведь как интересно познавать Творца не только непосредственно, в молитве, но и в деле рук Его? Неужели может быть скучно в мире, который сотворили руки Господни? В мире, о котором сказано: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Для Бога это «хорошо весьма», а для нас скучно?
Братья и сестры, мы с вами счастливейшие из людей: вера во Христа снимает с нас покров всякого невежества, непонимания, глупости, узости. Бесполезных знаний не бывает. Давайте учиться познавать премудрость Христову во всем!
В свежести весеннего ветра, в теплоте летнего солнца. В красоте музыки, в тонкости цветов гениальных картин. В стройности математических формул, в кипящих растворах химических лабораторий. В изучении истории, в чтении, пении, рисовании, в братском общении друг с другом… словом, во всем хорошем, что создал и подарил нам Господь и что способно умудрить нас «во спасение верою во Христа Иисуса».
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (37) раз