Позволить Богу действовать в нашей жизни
Беседа на апостольское чтение Недели Сыропустной.
В Неделю Сыропустную мы слышим из Апостола такие слова: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,13-14).
С этими стихами связана одна замечательная история.
Много лет назад жил на свете один молодой человек. Он был очень умен и образован, но прожигал жизнь в пороках и разврате. Это его мучило, но сил изменить свою жизнь не было. Однажды он пошел погулять в сад, и во время прогулки вновь задумался о своем беспутстве. Он говорил себе: «Когда же? Когда же наконец? Всё завтра, да завтра — почему же не сегодня? Почему не сейчас положить конец этой порочности?» Вдруг послышался как будто детский голос, говоривший: «Бери и читай; бери и читай». Молодой человек подумал было, что это фраза из детской игры, и где-то рядом шалят дети — но не мог вспомнить ни одной игры с такими словами. А на скамейке в саду, неподалеку, он оставил книгу Посланий апостола Павла. Мужчина подбежал к скамье, схватил книгу, открыл наугад и прочел как раз то место, которые мы упомянули выше. Как только он закончил читать, какой-то свет убежденности влился в его сердце и все сомнения рассеялись. Вскоре он крестился.
Этот молодой человек впоследствии сделался знаменитым церковным писателем, известным нам сегодня под именем блаженного Августина, епископа Гиппонского. Одна фраза из нынешнего апостольского чтения перевернула всю его жизнь. Через эти слова Сам Бог говорил с Августином. Два стиха из тринадцатой главы Послания к Римлянам стали для него письмом от Владыки мира.
Вот интересная вещь! Мы можем прекрасно знать то или иное место из Писания, помнить его наизусть. Но бывает, что эти знакомые стихи в какой-то момент открываются как слова, сказанные нам Богом именно в нашей ситуации. Так было в жизни многих святых. Например, подобные случаи описывает святитель Лука Крымский в своей автобиографии.
В возрасте 38 лет умерла от туберкулеза его любимая жена, оставив 4 детей. Две ночи Валентин Феликсович читал над гробом Псалтирь, стоя у ног покойной в полном одиночестве. Когда он читал сто двенадцатый псалом, последние слова псалма поразили и потрясли его. Он сразу воспринял их как слова Самого Бога, обращенные к нему: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9). Почему-то без малейшего сомнения врач принял потрясшие его слова псалма как указание Божие на его операционную сестру, бездетную вдову.
Слова псалма: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» – Валентин понял как Божие указание возложить на нее заботы о его детях и воспитании их. Замечательно также, что начало этого псалма поется при встрече архиерея в храме: «От восток солнца до запад»(Пс. 112:3). Это было пророчеством о будущем епископстве Валентина.
Также через библейские слова епископ Лука получил однажды предсказание от Бога о скором возвращении из туруханской ссылки. Как-то в момент серьезного уныния он молился в алтаре храма, и молился с ропотом. Вдруг он увидел, что изображенный на иконе Иисус Христос резко отвернул Свой лик от него. В смятении епископ вышел из алтаря, и на клиросе увидел книгу Апостол. Он машинально открыл ее и стал читать первое, что попалось на глаза. Библейский текст произвел на него прямо-таки чудесное действие. Обличалось его неразумие, ропот на Бога, и вместе с тем подтверждалось обещание освобождения, которого владыка нетерпеливо ожидал.
Когда туруханская ссылка по срокам закончилась, епископу не поступило никакое уведомление. Он волновался, не зная, что было предписание задержать его еще на год. Одним утром, когда отходил последний в сезоне пароход, Лука по обыкновению читал утреню. Последние слова тридцать первого псалма поразили его, как гром. Всем существом владыка воспринял их как голос Божий, обращенный ко нему: «Вразумлю тя и наставлю тя на путь сей, воньже пойдеши, утвержу на тя очи Мои. Не будите яко конь и меск, имже несть разума: браздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс. 31:8–9).
В смятенной душе узника воцарился глубокий покой… И через три месяца Господь устроил так, что святителя отпустили.
Еще один эпизод. Однажды Лука получил откровение от Бога на богослужении, но понял он его гораздо позже. Сам архиерей рассказывает об этом так: «Когда приблизилось время чтения Евангелия, я вдруг почувствовал какое-то непонятное, очень быстро нараставшее волнение, которое достигло огромной силы, когда я услышал чтение. Это было одиннадцатое воскресное Евангелие. Слова Господа Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру, – «Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?.. Паси овцы Моя» (Ин. 21:15) – я воспринимал с несказанным трепетом и волнением, как обращение не к Петру, а прямо ко мне. Я дрожал всем телом».
Епископ был потрясен, но он не понимал значения услышанного. Вскоре после этого случая он ушел на покой, перестал служить как епископ, ходил в гражданской одежде, загорал на пляже, был обычным врачом-хирургом. Через годы пришло покаяние – и тогда владыка вспомнил тот случай на богослужении…
Зададимся вопросом, братья и сестры: такие вещи бывают только со святыми, или так должно быть со всеми христианами? — Несомненно, так должно быть со всеми христианами!
Воля Божия открыта для нас в Священном Писании, открыта в наиболее понятной для человека форме – в словах. По мере вчитывания в библейские строки человек познает волю Божию о себе. Заметим, что и блаженный Августин, и святитель Лука читали Писание постоянно, и знали его очень хорошо. Их ум плавал в Библии, как рыба в воде. Бог легко мог открыть им Свою волю через строки Писания. Они молились Богу, читали Библию — и находили ответы на свои недоумения.
Как далеки мы от этой нормы! Мы ищем ответы на наши духовные вопросы где угодно, но не в Писании. Ищем старцев, гуглим статьи, покупаем какие-то сомнительные брошюры – а того, что сказал Христос или апостолы по тому или иному поводу, не знаем. Как же тяжело нашему человеку настроить себя на небольшой, но ежедневный труд чтения Священного Писания!
Почему так происходит? У нас нет веры в то, что это занятие необходимо для спасения.
Мы верим в то, что для спасения обязательно ходить на службы – и ходим. Мы верим в том, что для спасения надо исповедаться и причащаться – и делаем это. Мы верим в то, что для спасения надо поститься и молиться – постимся и молимся. Но мы не верим, что для спасения необходимо изучать Писание – потому и не изучаем его.
Года полтора назад в Киев приезжал один греческий проповедник. На встречу с ним пришли 400 человек. Хорошо, что пришли. Но появилась мысль: а почему на заморского богослова пришли 400 слушателей, а на библейские занятия ходят 10-15? Разве Священное Писание со святоотеческими толкованиями не больше способно нам дать, чем какой бы то ни было проповедник? Беседы с заграничным батюшкой нас интересуют, а изучение слова Божьего — нет.
Конечно, гораздо комфортнее прийти на беседу, на которой думать не надо, напрягаться не надо. Пьешь чаек, слушаешь – чтобы через пару дней забыть. Это куда легче, чем ежедневно подымать хотя бы небольшой труд по изучению Писания, вмещать библейские слова в сердце многократным повторением и разбором толкований. Как же хочется человеку за раз, не напрягаясь, получить какое-то особое (если не сказать большего – магическое) знание, которое его якобы спасет! И как мало здесь веры и любви… Мало веры – потому что для того, чтобы сделать правилом регулярное изучение Библии, нужно верить в то, что ты тратишь это время не бесполезно, верить в действие слова Божьего. И мало любви — потому что любовь к Богу подразумевает изучение Его слова. Неинтересно слово Божие – значит, неинтересен Бог.
И хоть мы 1000 раз слышали слова Златоуста: «трудно спастись с Писаниями но невозможно без них… все беды от незнания Писаний» — среди нас катастрофически мало людей, которые бы восприняли эти слова всерьез. У нас библейское измерение жизни почти отсутствует.
Вот сейчас начинается Великий Пост. Одна из важных составляющих великопостного времени – особо интенсивное чтение Библии. Но об этом мало упоминают, и еще меньше — делают. Вот почему бы, например, не договориться всем приходом прочитать за Великий Пост всю Библию? Или, скажем, весь Новый Завет? Или поставить перед собой ту или иную великопостную задачу, касающуюся Библии, проявить почтение к Божьему слову. Но, увы… Церковь дышит Писанием, а мы ухитряемся не замечать этого.
Как хотелось бы, чтобы статус Священного Писания в наших глазах поднялся. Как бы хотелось, чтобы о православных людях пошел слух как о знатоках Библии. Чтоб говорили: эти православные — у них одна Библия на уме!
Можно рассказывать всем вокруг, какие мы каноничные – но где плоды нашей каноничности? Одна их характеристик правильной духовной жизни – любовь к Священному Писанию. Неужели никому на кажется обидным, что изучение Библии мы целиком и полностью отдали сектантам? Получается, что этим вопросом занимаются почти только они: читают, толкуют (хоть и неправильно), пишут комментарии, переводят, проповедуют… Какой позор для нас и какая потеря для Церкви, что этим не занимаемся мы!
Давайте хотя бы Великим Постом возьмем в руки Писание, и почитаем его – лучше всего с церковными толкованиями, а на худой конец и без них. Давайте походим на какие-то серьезные библейские занятия. Чтобы Бог ткнул нас в какое-то многократно разобранное и истолкованное нами место, и нам вдруг открылась Его святая воля через эти стихи.
Так было со святыми, и так должно быть с каждым христианином. Позволим же Богу действовать в нашей жизни через Его святое слово.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (53) раз