Современные формы вековых недугов
В Православии грех понимается не просто как ошибка или злое действие, а как заболевание души человека. Причем в это понятие входит и определение «скверна», то есть зараза, нечистота.
В отличие от таких тяжелых физических заболеваний, как чума, сибирская язва или оспа, приводящих к смерти тела, «греховные эпидемии» влекут за собой не временную, а вечную погибель. И таких серьезных недугов достаточно много в современном мире.
Тревогу за состояние людей, зараженных грехом и принимающих его как норму, отчетливо передал в стихотворении «Наш век» Ф.И. Тютчев:
«Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…».
Над заболеваниями души человеку дана власть — возможность контролировать собственное состояние. Ведь страсти — это лишь вожделения, которые он может принять или отвергнуть. Сам же грех представляет собой уже реализованное желание.
В этом и есть основное отличие праведников от людей, потакающих собственным прихотям. Подвижники сумели победить в себе движения души, влекущие ко греху, и не стали на них откликаться. Это, безусловно, требует от человека особых усилий воли, но именно такой путь предстоит преодолеть каждому христианину, который желает обрести вечную жизнь.
Чтобы начать борьбу с грехом, надо не бить наотмашь, а сопротивляться целенаправленно, необходимо знать «силы противника». Человек, встающий на путь исправления, должен определить причину греха и приложить усилия к ее устранению. Недостаточно сказать на исповеди: «Я совершил такой-то грех». Это все равно, что больной пришел к врачу и сказал, что у него насморк. Чтобы вылечиться, необходимо обследование, и чтобы врач установил причины болезни, обратившись к опыту, накопленному в медицине, и прописал лекарство, а не просто дал платок.
Опыт определения духовных заболеваний оставили нам святые отцы. Проблеме классификации страстей посвящены труды учителей Церкви Евагрия Понтийского, преподобного Марка Подвижника, преподобного Григория Синаита, святителя Григория Нисского, святителя Игнатия Брянчанинова и многих других.
Наиболее же распространенной является типология, которая выделяет три основные страсти, порождающие другие вожделения. Это чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, а по выражению святого апостола Иоанна Богослова, это «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).
Именно ими диавол искушал в пустыне Иисуса Христа. Спасителю было предложено нарушить пост и из камней сотворить себе хлеб, то есть удовлетворить похоть плоти. Затем Господь был поставлен на крышу храма, и искуситель предложил Христу доказать, что Он является Сыном Божиим, сбросившись вниз, — проявить гордость житейскую. В третий раз перед Ним во всем великолепии предстали земные царства, но, как и в остальных случаях, Господь отверг похоть очей.
До сих пор сребролюбие, чревоугодие и тщеславие составляют основу всякой порочности вне зависимости от состояния человека, его социального положения, обстоятельств жизни и т. д. Этим же объясняются и усилия злых сил, направленные на развитие в человеческой душе этих трех смертоносных болезней. Со временем появились лишь новые, «усовершенствованные» механизмы популяризации греха.
Одним из средств возбуждения в человеке похоти очей стало современное телевидение. Диавол рисует перед мужчинами и женщинами живописные картины порока, заставляя подвергаться страстным мечтаниям, привыкать к беззаконию и желать его. Искусство заставляет человека сопереживать, но чему?
Зараженная болезнью греха, бедная душа человека не стремится сопротивляться страстям. Подобным образом действуют и компьютерные игры, отвлекающие человека от настоящей жизни и вводящие его в мир иллюзий и обмана — греховный мир.
По слову Господа, пренебрежение нечистыми мыслями и взглядами опасно, поскольку сами по себе они уже являются согрешением (см. Мф. 5:28; 6:23). «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?», — эти слова Спасителя обращены к каждому человеку. Не компьютер греховен, а наше желание получить при помощи него греховное услаждение.
Воля людей, стремящихся к развлечению, настолько притупляется, что они напоминают бессловесных животных, «водимых природою» (2 Пет. 2:12). Апостол Петр словно описывает состояние таких людей: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха. Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы» (2 Пет. 2:14).
Транслируемые по телевидению и через компьютерные игры образы влекут за собой похоть плоти. Приученный к вульгарным картинам, пошлым сценам, лицезрению ссор, насилию, «лёгким деньгам» человек невольно начинает подражать предлагаемой модели поведения. Он употребляет услышанные выражения любимых героев, считает нормальным выплеснуть гнев на окружающих, стремится жить «в свое удовольствие».
К еще более страшным последствиям приводит разжигаемая в человеке блудная страсть. Супружество воспринимается как средство удовлетворения своих плотских потребностей. Аборты стали воплощением человеческого чревоугодия и самолюбия, за которые приходится расплачиваться живым безгрешным душам. По решению родителей, или вообще одного человека, они обречены, не увидев этот свет, на смерть, а ведь Спаситель предупреждает: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного. (Мф. 18:10).
Господь дает людям ребенка, возлагая на них ответственность за чистую душу. Премудрый Творец уважает свободную волю человека, а люди, безумствуя, отнимают право выбора у еще не родившегося чада, уготовляя ему не радость жизни с Богом, а телесные страдания, которые дитя ощущает во чреве матери.
Другим проявлением житейской гордости стало массовое неверие современных людей. Атеизм — это религия себялюбия, убежденность человека в том, что бог — это он сам. Ему все дозволено, и он живет для себя. Страдающий этой духовной болезнью переносит смысл жизни с Господа на удовлетворение собственных греховных потребностей.
В результате человек ощущает разочарование, одиночество и отчужденность: люди кажутся ему «недостойной массой», а существование — мучением. Депрессия, алкоголизм, наркомания, суицид в большинстве случаев являются следствием неверия и жизни в свое удовольствие.
И все же, несмотря на широкое распространение «источников заразы», выбор — совершать грех или нет, всегда остается за человеком. Апостол Иоанн Богослов убеждает христиан не обращать внимания на соблазны, отказаться от привязанности к мирским удовольствиям, поскольку они лишают любви Божией. «Мир проходит, и похоть его, — говорит апостол, — а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15,17).
Верующего должна волновать забота о вечности, а все потребное для земной кратковременной жизни Господь дарует человеку по мере необходимости.
Опытным путем эту истину постиг мудрый христианский правитель Владимир Мономах, который может служить достойным примером для современного человека. Являясь великим князем, он мог потакать собственным прихотям, но стал на путь борьбы с мирскими искушениями и собственной жизнью доказал истины, о которых говорили великие аскеты.
В своем «Поучении» Владимир Мономах говорил, что через Спасителя людям было открыто, как тремя добродетелями — покаянием, слезами и милостыней можно преодолеть грех и спастись.
Перечисленные добродетели как раз и противостоят трем главным страстям, и потому безгрешная жизнь обретается взращиванием их в своей душе. Слезный плач о своих согрешениях помогает обуздать похоть очей: человек обращает внутренний взор на собственные пороки, а на окружающее смотрит с чистым сердцем. Милосердием побеждается похоть плоти и стремление к приобретению мирских благ, а покаяние развивает смирение, с помощью которого побеждается гордость житейская.
Конечно, без помощи Божией не может быть ничего доброго, поэтому Спаситель и говорит, чтобы Его последователи ограждали себя от соблазнов молитвой, внимательным отношением к своим поступкам, мыслям и словам. Господь Сам претерпел искушения, и теперь Он помогает каждому, кто борется с греховными недугами ради любви к Нему.
Искренне желающему исполнить заповеди Христовы не могут помешать внешние условия. Напротив, они становятся средством проявления любви к Богу и ближнему. В заключение хочется привести слова поэта А.Н. Плещеева, в которых выражена надежда на то, что, очищая свою душу от греховных недугов, можно надеяться обрести Господа еще в этой жизни:
«О, дети слабые скептического века!
Иль вам не говорит могучий Образ тот
О назначении великом человека
И волю спящую на подвиг не зовет?
О, нет! Не верю я. Не вовсе заглушили
В нас голос истины корысть и суета;
Еще настанет день… Вдохнет и жизнь и силу
В наш обветшалый мир учение Христа».
Особенно актуальны эти стихи в дни Великого поста — прислушаемся же к ним!
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (33) раз