О тайне очищения совести
Беседа на апостольское чтение 5-й Недели Великого поста.
В сегодняшнем апостольском чтении сравнивается ветхозаветное жертвоприношение и новозаветная жертва Христа. «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:13–14), – говорит апостол Павел.
Тельцы, козлы и телица, о которых упоминает апостол, есть ветхозаветные прообразы новозаветной жертвы Христовой. Их функция состояла в том, чтоб очищать «оскверненных, дабы чисто было тело», т. е. очищение ритуальной плотской нечистоты. Эти жертвы приносились в напоминание и обличение греховности и имели прообразовательный характер. Они покрывали, а не уничтожали грехи, причем только грехи непреднамеренные, и совершенные в течение одного года. Поэтому Павел называет эти жертвоприношения «тенью будущих благ» (ср. Евр. 10:1) и прямо пишет: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4).
Наверное, это и была самая большая проблема и трагедия дохристианского человечества – бессилие перед грехом, неуничтожимость греха. Грех можно было уничтожить только с его носителем – человеком. И вот, напомнив об этом, апостол Павел возглашает новую, благую весть: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
В этом отношении евангельское благовестие действительно несло монументальный сдвиг в религиозном сознании человечества. В то время в таких категориях никто и не рассуждал. Но и сегодня, братья и сестры, эта мысль все так же актуальна. Ибо ни одна религия мира, кроме христианства, не говорит об очищении совести от греха, об уничтожении греха «якоже не бывшего». Только христианство предлагает человеку сбросить с плеч иго греха и объявить ему войну. И только христианство вкладывает в руки человеку достаточное оружие для этой борьбы.
Что более всего способно мучить человека и в этой, и в будущей жизни? Муки совести. Неисцеленные, они переходят в смертельную тоску и уныние, а уныние есть самый тяжелейший недуг человеческой души. Человек может быть здоров как бык, но уныние способно за кратчайший срок превратить его в живую мумию. Горечь больной совести убивает любого весельчака и здоровяка.
Тысячелетиями с этим никто не мог ничего поделать. Но вот приходит Христос и очищает «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Приходит Христос и совершает единственное, вечное, непреходящее жертвоприношение, кровь которого уничтожает грех. Страшными средствами было устроено дело спасения человечества! Для этого нужен был Крест, нужна была Кровь, нужен был крик Богочеловека: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Но действием несокрушимой силы Божьей беспросветный ужас Великой Пятницы преобразился в радостный взрыв Пасхальной ночи.
И теперь как легко, как просто очищается наша совесть от мертвых дел! Имея веру, возненавидь грех и пожалуйся на него под епитрахилью у священника. И грех уничтожен, как будто ты его не делал. Так теперь решается самая главная проблема и трагедия человечества. Это не чудо ли?
Да, прощение грехов в Церкви – величайшее чудо, подаренное нам Богом. Увы, большинству людей этого не нужно! Люди не желают избавиться от греха! Это уже иное «чудо» – со знаком минус. Чудо неверия и духовного бесчувствия…
А ведь в этом – в прощении грехов – и заключаются смысл и главное значение Нового Завета. Об этом пророчествовал Иеремия: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Поэтому и Спаситель строго предупреждал неверующих в Него фарисеев, чего они рискуют лишиться: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Умереть в грехе – значит остаться с ним навсегда, пойти с ним в вечную жизнь. И это ужасно. Это самое страшное, что может произойти с человеком. И ежедневно, ежечасно тысячи людей уходят в вечную жизнь с грузом непрощенных грехов и неисцеленной совести.
Братья и сестры, будем пользоваться тем даром, который подарил нам Господь. Будем чистить свое нутро, как хорошая хозяйка перед Пасхой вымывает и вычищает окна. Только заметили какую грязь, едва вспомнили что-то – будем бежать туда, к спасительной молитве исповедающего священника. Пока еще есть время, пока ноги ходят, пока открыты наши храмы, пока Бог еще терпит наши беззакония. Пока еще открыта дверь благодати Нового Завета, отворенная Кровью Иисуса Христа. Эта дверь может закрыться в любой момент – прежде всего, нашей смертью.
Пока у нас есть возможность очищать свою совесть в Таинствах Церкви, воспользуемся ею. Последуем словам Господним, написанным у великого Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:16–19).
Будем делать все в свое время, братья и сестры. А сейчас – время поститься, каяться, очищаться. Скоро настанет время ликования – тогда, на этом браке воскресшего Агнца, уже не время будет для слез, исповедания грехов, раскаяния и сокрушения. Все это нужно делать сейчас.
Господь да поможет нам все успеть, чтобы нам не быть опоздавшими. Поспешим к открытым дверям Божьего милосердия, пока они не закрылись для нас, поспешим к ним, «доколе можно говорить: ‟нынеˮ» (Евр. 3:13). Поспешим, пока еще сердце способно каяться, а уста произносить: «Господи, помилуй». И будем верить: «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!»
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Просмотрено (73) раз