Пасха – праздник прощения наших грехов. Пастыри о Празднике праздников
О том, что произойдет при всеобщем воскресении человечества и почему не стоит откладывать переживание пасхального опыта на потом и на авось, – благовествуют пастыри.
Пасха – свидетельство истинности нашей веры
Схиархимандрит Илий (Ноздрин):
– Евангелие – насущно для человека, это Благая весть нашего спасения. А Пасха – это осуществленное Евангелие: вот оно, Воскресение Христово и совоскресение с Господом нашей души! Мы нуждаемся не только в пище и питии, душе нужна надежда и радость. И Пасха – это свидетельство истинности нашей веры, в основе которой – Воскресение Христово.
Если мы, христиане, живем по-евангельски, значит, мы тоже свидетельствуем о Воскресении Христовом. Как о нем свидетельствовал преподобный Серафим Саровский. Каждого он встречал: «Радость моя, Христос воскресе!»
Если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Так же и с Господом – в молитве, при чтении Евангелия, в Таинствах церковных. Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии.
В опыте духовной жизни нам достоверно открывается Истина о том, что мы не ограничены этой жизнью. Истина Воскресения. Тому, кто, покаявшись, пережил ее, уже не надо ничего объяснять. Он сам уже может свидетельствовать своей жизнью эту перемену, этот переход – как и переводится само слово Пасха.
Наш прародитель Адам должен был быть бессмертным. Ему было заповедано рай возделывать и хранить (см.: Быт. 2: 15). В раю он был вместе с Богом – Источником благ и света. Но через грех приобщился тьмы тягостного поврежденного злом бытия. Так же и мы каждый раз, когда грешим, помрачаемся.
Но Крестом Христовым нам теперь дана возможность умереть для греха, чтобы как Сам Господь пострадал на Кресте, умер, победил смерть и воскрес, так и нам с Ним совоскреснуть в жизнь вечную. Радостную уже здесь.
При своем свободном волеизъявлении и выборе жизни с Богом, усвоении евангельских заповедей человек становится наследником вечного блаженства. Живя в этом мире, многие ищут счастья, славы. Воспринимают все через призму своего призрачного счастья так, как оно каждому представляется. Но только Господь, Который Один есть путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6), дает душе покой в этом суетном мире. И радость, которой никто не отнимет у нас (см.: Ин. 16: 22).
Душу свою надо просто очистить, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится ко Господу, Бог Сам всяку розгу, творящую о Нем плод, очищает, чтобы более принесла плода (см.: Ин. 15: 2).
Нужно молиться, пост проводить по-христиански, жить Евангелием, быть церковным человеком. Вот и Пасху по-настоящему переживем. Тогда все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь!
Он всегда близок к нам. Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Если мы только захотим услышать голос Его, Он всегда поможет и всему научит нас. Он – Учитель. Был мертв, и се, жив во веки веков (Откр. 1: 18).
Господь победил диавола. И если мы с Господом, вместе с Ним побеждаем. Праведный верою жив будет (Рим. 1: 17). А неверующий уже осужден (Ин. 3: 18). Правда Божия сбывается в вечности и раскрывается уже в нынешней жизни.
Христос воскресе!
Пасха для разбойников
Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:
– Господь сказал: Кто Меня любит, тот Мне последует – и: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12: 26);. Поэтому отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мк. 8: 34). Вот, собственно, путь к воскресению и Пасхе каждой души, в этом, в частности, ее богоподобие.
При этом надо помнить, что встать на этот крестный жизненный путь означает вести себя в жизни так, как Господь Иисус вел Себя на Кресте. Он не рассердился, не обиделся, не имел злобы и враждебности к тем, кто Его унижал, оплевывал, наносил Ему смертельные раны; не вызвал 12 легионов Ангелов для отмщения. Он сохранял и по отношению к ним любовь Спасителя, ибо и за них распинался. Заботился не о том, чтобы Ему было не так больно, а о том, чтобы эти люди, превратившие свою «первозданную доброту», свое первоначальное богоподобие в звероподобие, бесоподобие, вновь смогли покаянием возвратить в себе это богоподобие. Своей молитвой к Отцу: Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят (Лк. 23: 34) – Он стремился, предотвратив их немедленное уничтожение, дать им время для такого покаяния.
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Итак, жизненный путь христианина есть крестный, голгофский путь. И «непобедимая победа» креста состоит не в том, чтобы размозжить головы врагам, а чтобы из себя изгнать злобу, враждебность, способность обижаться и иметь мстительные помыслы. В нашем сердце должна остаться только Любовь Христова, желающая врагам покаяния и спасения. Только так мы истинно последуем за Христом и вместе с Ним воскреснем для Блаженной Вечности, то есть, говоря Его словами, «будем там, где Он».
Ибо, как сказал преподобный Антоний Великий, «кто незлобив, тот совершен и богоподобен».
Сами мы не можем исполнить эту заповедь. Опустевши от Бога со времен прародителей, мы остались только со своей животной, биологической природой, имеющей инстинкт самосохранения, который делает невозможным для нас, пока мы без Бога в сердце, исполнить эту заповедь Христовой Любви к врагам.
Только если путем исполнения первой заповеди о любви к Богу всеми силами нашего естества мы соединимся с Ним и обретем Его в своем сердце, мы сможем по-Божии относиться к людям. Только если мы соединимся с Богом и переживем Воскресение Христово в сердце нашем, мы сможем исполнить эту заповедь любви ко всем. Будем относиться к самым тяжелым людям по-Божии. Господь умер за всех. И нам завещал: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48).
Уподобление Господу, сказавшему в час Своего Вознесения: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28: 20), проявляется и в том, что по смерти не только праведники, но и покаявшиеся разбойники, оказывают, подобно Господу, помощь людям в тесных обстоятельствах.
Был недавно такой случай. Один криминальный авторитет, имеющий за плечами весьма долгие и неоднократные сроки заключения, пережил клиническую смерть, во время которой он встретил в потустороннем мире именно самого Благоразумного Разбойника, показавшего ему адские мучения его ушедших из жизни подельников и сродников, преступников и самоубийц, и наставившего его на путь Истины.
Придя в состояние крайнего смирения, этот бывший бандит вернулся к жизни в корне изменившимся человеком. Прежде совершенно далекий от веры и Церкви, он стал отличаться горячей и деятельной верой. Прежде он принципиально уклонялся от какой бы то ни было работы, даже находясь в зоне, потому что, как «авторитет», он мог пользоваться услугами преступников, которые были ниже его рангом. А вернувшись к жизни, он не переставая стал строить срубы под храмы и часовни. Ему помогали его бывшие «братья по цеху» – другие разбойники, которые считали его авторитетом. Он потянул их за собой. То есть не только он покаялся и обратился, но он повел за собой к Богу других. Это реальные люди. Они стали монахами. Так Господь спасает…
Мы же все на самом деле – разбойники (преступники, ибо преступили Божии заповеди), вопрос лишь в том: благоразумные или нет?
Человеку «порядочному», не совершившему особо тяжких грехов, как фарисею, покаяться труднее, чем претерпевшему серьезное грехопадение. Которое Господь иной раз попускает для того, чтобы человек одумался и стал на путь спасительного покаяния.
Реальность этого феномена – подлинного покаяния после крайнего падения – в истории христианства доказана неоднократно. И этот духовный закон, как всегда, относится как к отдельному человеку, так и к народу. Это покаяние мытаря, который, бия себя в грудь, не смеет взглянуть на небо. Покаяние Давида, который пал на землю и 7 суток лежал без движения, пока не пришел пророк Нафан. Покаяние разбойника – Варвара, который ходил на четвереньках, как скотина, и ел траву. Покаяние Якова Постника, который 7 лет не выходил из заваленной камнем пещеры, пока его не выволокли оттуда и не заставили молиться. И к его удивлению, Господь его услышал и сотворил чудо. Апостолы Петр и Павел больше остальных апостолов провинились пред Господом и оказались сильнее всех в слове и в деле. И самыми ревностными. И первоверховными.
«Кому больше простится, тот больше возлюбит» (см.: Лк. 7: 43). Именно в этом смысле надо понимать слова «не согрешишь – не покаешься». И именно для этого попускает Господь иногда страшное падение человека. И народа. И никого не велит судить. И превозноситься. Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Небесное (Мф. 21: 31). Это, наконец, покаяние Ниневии – то есть всенародное.
Преподобный Серафим Вырицкий предсказывал, что в России будет иметь место именно этот феномен: «когда дойдут до крайности – тем горячее будут каяться».
Можно видеть как на примере отдельного человека, так и народа и всего человечества, как Господь часто не спешит вмешаться и «поправить дело», не спешит на помощь, чтобы человек, народ, человечество на собственном опыте пришли к твердому, окончательному убеждению относительно своей полнейшей неспособности обходиться без Бога. Пришли к познанию великой истины, заключенной в словах: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15: 5), то есть достигли такой степени смирения, которая привлекает обильную благодать Святаго Духа.
Были мертвы во грехах своих (а грех фарисейского превозношения, напомним тем, кто думает, что это все про людей нецерковных, – один из тягчайших) и вот воскресли во Христе для жизни вечной!
Воистину воскресе Христос!
Христос умер за наши грехи. Христос и воскрес для нашего оправдания!
Протоиерей Олег Стеняев, миссионер:
– Часто спрашивают: как мы сможем пережить свою подлинную Пасху – то есть сможем ли и как воскреснуть? Апостол Павел отвечает на этот вопрос:
Если же Дух Того (то есть Бога Отца), Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим. 8: 11).
В чем смысл Пасхи? Многие, даже христиане, неправильно его понимают. «Он воскрес, и мы воскреснем!» – говорят. Да это и так понятно. «Многим людям лучше было бы вообще не воскресать», – писал святитель Григорий Богослов. Какому-нибудь грешнику воскреснуть – ничего себе праздник! Христос воскрес, и он воскреснет и пойдет в вечную муку. Не праздник, получается, для большей части человечества…
Хотя утверждать, что Христос умер за грехи только тех, кто будет находиться в Раю, – серьезная богословская ошибка. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Он умер не только за наши грехи, но и за грехи всего мира». Здесь возникает резонный вопрос: а какой тогда смысл в том, что Он принес полноту спасения тем, кто будет вечно находиться в аду? У этих людей не будет основания в День Суда сказать: «Иисус, Ты не умер за мой грех! Иисус, Ты не омыл меня Своей кровью!» Никто не сможет этого сказать. Когда люди на Страшном суде по воскресении из мертвых узнают, что Бог сделал для их персонального спасения, это будет величайшее потрясение, и начнутся муки бичевания любви, не востребованной многими из человечества.
Так в чем же суть христианского праздника Пасхи? Нет никакого чуда Воскресения Христова. Те, кто удивляются тому, что Он воскрес, просто забывают, что Он – Богочеловек. Это мы существуем так, что, отключи у нас свет, воду, лиши нас кислорода, – и всё: мы перестанем существовать. А Бог – Он Сущий. Самодостаточный. Тайна в том, как Он умер. Вот это непостижимая тайна. А то, что Бог воскрес, – это естественно. Про Него сказано: мы Им живем, движемся и существуем. Он вообще источник бытия всего творения. Если бы Бог на мгновение прекратил диалог хотя бы с одной из частей Своего творения, она тут же перестала бы существовать.
Когда Христос лежал во Гробе, Его друзья и Его враги ждали: примет ли Бог Отец эту Жертву? И вот когда Бог Отец воскресил Его из мертвых, Христос воскрес, это означало, что Жертва за грехи всего человечества принята! Вот почему апостол Павел пишет: Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15: 17). Вот почему апостол Павел пишет про Христа: предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4: 25).
Диавол внушает тебе помысел: «Ты – грешник! Тебе никто никогда не простит твои грехи!» Надо сказать: «Да, я согрешил. Христос умер за мои грехи. Христос и воскрес для моего оправдания!» Вот в чем смысл христианской Пасхи! Это чудо Божиего прощения!
Поэтому вера в Воскресение Христово – это вера в прощение грехов, что засвидетельствовал Бог Отец, воскресив Сына, что явил Сын, восстав силою ипостасного Божества в Духе Святом.
У апостола Павла читаем:
И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1: 18).
Вот это совсем непонятно. Как можно назвать Христа «первенцем из мертвых»? Если Лазарь Четверодневный воскрес раньше, если сын наинской вдовы воскрес значительно раньше, не говоря уже о сыне вдовы из Сарепты Сидонской, которого воскресил еще пророк Илия. Святые отцы, разрешая это недоумение, говорят: Христос – первенец из мертвых, потому что Он явил нам новое Воскресение. Те люди воскресли, но они же потом умерли.
А почему Христос не сразу вознесся на Небо, а еще 40 дней уже Воскресший общался со Своими учениками? Он показывал формат нового Воскресения. Он – Первенец, а мы идем за Первенцем. По своим духовным и физическим качествам наше воскресшее тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его Воскресении из мертвых:
…доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4: 13).
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:
«Образец тела, тело и дух, видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении».
Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности:
Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие (1 Кор. 15: 53);
И еще:
А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27).
То есть мы получим назад свое тело, но оно будет измененное.
Прежде всего, мы все помолодеем:
Бог умилосердится над ним и скажет: «Освободи его от могилы; Я нашел умилостивление». Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится к дням юности своей (Иов 33: 24–25).
У этого тела не будет никаких физических недостатков:
Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис. 35: 5–6).
Не будет никакого тления:
сеется в тлении, восстает в нетлении (1 Кор. 15: 43).
Это сказано про каждого из нас.
Будут люди, которые доживут до воскресения мертвых, таковые не умрут, но изменятся. Их тела приобретут совершенное качество воскресшего тела:
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15: 51–52).
Святитель Иоанн Златоуст считал, что если мы хотим пережить воскресение Жизни, а не воскресение смерти, то мы должны духовно воскреснуть для Бога уже в этой земной жизни, тогда мы не переживем духовной смерти в аду. Святитель писал:
«Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего».
Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7).
Христос воскресе!
Подготовила Ольга Орлова
Православие.Ru
Просмотрено (149) раз
Благодарю душевно за поучительный материал, который представлен на сайте нашего Храма, для наставления и вразумления!!!