Выбрать страницу

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость

Не говорить лишнего и причащаться на Светлой седмице. Как удержать пасхальную радость

Мы настраиваемся на пост, напряженно его проживаем, подходим к Пасхе, чувствуем радость. А потом начинается обычная будничная жизнь – без напряжения, но и без особой радости. Как сохранить и удержать в себе радость о Воскресшем – рассказывает протоиерей Феодор Бородин.

У нас духовно-практическая культура по подготовке к празднику хорошо отработана. А способов для того, чтобы удержаться рядом с ним, нет. Это относится не только к Пасхе, но и к встрече любого праздника, и встрече самого причастия. Такое ощущение, что человек ждет гостей, накрывает на стол. Гости приходят, он их встречает, целует, разворачивается и… уходит к себе в кабинет.

Как же удержать пасхальную радость, благодать Божию? Прежде всего, надо стараться не говорить лишнего.

Это очень важно, особенно в первые часы после причастия. Есть старые монашеские традиции, важные для приобретения этого навыка, – когда причастившийся монах в этот день мог говорить только «да» или «нет», а лучше кивать или мотать головой. И не должен был говорить вообще никаких слов. Мы это знаем, когда после причастия, даже если говорим какие-то нужные, важные вещи, все равно ощущаем, будто теряем присутствие Божие, оно утекает, как вода в песок.

Удержать пасхальную радость поможет частое причащение в Светлую седмицу, ведь каждый ее день литургически празднуется как Воскресение. Распространенное заблуждение о том, что на Светлой седмице нельзя причащаться потому, что нет поста, ничего, кроме огорчения, вызвать не может. Было время покаяния, покаянного труда, а теперь время радости. Господь сказал: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мк. 2:19). Светлая седмица – это время, когда христианин особенно остро переживает присутствие Небесного Жениха в своей душе. Слава Богу, сейчас все больше храмов, где людей не только допускают, но и призывают причащаться в дни Светлой.

Опыт празднования Пасхи и удержания этой радости зафиксирован в литургической практике, которая сейчас почти утеряна. Мы приходим на воскресную всенощную и в субботу вечером читаем Евангелие о Воскресении Христовом, поем «Воскресение Христово видевши», мы читаем канон и поем тропари, посвященные именно Воскресению Христову. Но на всенощную ходят далеко не все, а большинство людей приходят в сам воскресный день. И практически ничего воскресного там не слышат. Евангелие читают чаще про чудеса Христовы, или притчи, или, реже, Его наставления. То, что священство в алтаре после причастия читает пасхальные стихи – люди этого не слышат.

Мне кажется, это разделение, которое произошло уже много веков назад, когда всенощная перенеслась на вечер накануне, требует от нас некоторого литургического творчества, чтобы именно в сам воскресный день больше было посвящено переживанию Воскресения Христова. Очень важно, что в переживании воскресного дня как малой Пасхи был зафиксирован опыт Церкви, в том числе – в отсутствии земных поклонов. В воскресенье не совершают земные поклоны, как и на Пасху, потому что это не имеет смысла.

Пасхальная радость и покаяние – это самые главные переживания христианина, которые друг без друга не живут, становятся фальшивыми. Но в пасхальный период и в воскресный день акцент духовного делания смещается именно на пасхальную радость. Как один очень хороший священник говорил: «Селедка – хорошо, и варенье – хорошо, но варенье с селедкой – плохо».

Пасха с акцентом на покаянии – это неправильно. Не потому, что нам не в чем каяться, а потому, что сейчас – торжество явившегося нам Христа, все остальное должно отойти на второй план.

Если каждую неделю у нас будет воскресный день, наполненный именно смыслом своего названия – в честь Воскресения Христова, тогда мы о Пасхе будем помнить весь год.

Почему покаяние и пасхальная радость связаны? Чем больше человек живет христианской жизнью, по-настоящему честно и напряженно, тем больше он разочаровывается в себе. Результат духовной жизни – это знание себя погибающим грешником. А второй результат, и более важный, что, вопреки этому, Господь тебя любит. Поэтому чем глубже покаяние с годами у человека, тем светлее у него радость. Думаю, что с годами радостных людей в Церкви будет все больше и больше.

Помните, в любое время года преподобный Серафим Саровский встречал каждого человека словами: «Радость моя, Христос воскресе!» То есть не только Бог был для него радостью, но и другой человек. Почему? Потому что Христос воскрес, и он не мог об этом не сказать другому человеку, именно это и было для него источником радости.

Протоиерей Феодор Бородин
Православие и Мир

Просмотрено (182) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

4 декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - это один из 12 главных церковных праздников Православной Церкви. Подобно всем великим праздникам, Введение во храм Пресвятой Богородицы является одним из этапов пути Домостроительства Божия. О событии Введения во храм Пресвятой Богородицы можно говорить и как о символе, предзнаменовании, божественном намёке на великое грядущее событие Рождества Христова... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »