Выбрать страницу

Поступай как Христос

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»Евангельская заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), — вызывает у христианина вопрос: «Любить себя, видя грязь своих грехов, сознавая в себе множество немощей, стыдясь «окровавленной ризы» страстей? Как с покаянным чувством совместить любовь к себе?» Не зная ответа на этот вопрос, человек не может правильно относиться к окружающим.

Конечно, в заповеди говорится не о самолюбии, угождении себе, самолюбовании и т.п. Это было бы призывом к саморазрушению в духовном смысле. Речь идет о том, что любой человек желает себе добра, ищет милости, понимания. Вот это он и должен с готовностью дать окружающим его людям. При этом мы призваны любить ближних не за то, что они приносят нам пользу, а потому что каждый человек — это творение Божие, Божий образ.

Господь заповедует любить даже врагов (см. Мф. 5, 44). При этом мы не можем лгать себе и утверждать, что все люди добры. Ведь есть и такие как Гитлер, Чикатило и другие, известные своими злодеяниями. У Булгакова Иешуа про всех говорил: «Он хороший человек». И это ошибка писателя в трактовке любви Божией. Злодей — не хороший человек, и Христос не закрывал глаза на зло, живущее в людях. Апостол Иоанн Богослов свидетельствует, что Христос «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2, 25).

Спаситель обличал в людях пороки, но не осуждал никого, оставляя каждому свободу выбора: прислушаться и исправиться или продолжать коснеть в своей страсти и ненавидеть Истину. Господь любит и злодея, но не за то, что он порабощен злом, и не за то, что он будто бы «хороший человек». Бог умирает на Кресте за него, поскольку и злодей — человек. А пока злодей живет на земле, он может измениться, раскаяться и отказаться от зла, как благоразумный разбойник, казненный вместе с Христом (см. Лк. 23, 40—43).

Что выберет досаждающий нам человек, нам не дано знать. На этом основана евангельская заповедь ни о ком не судить (Мф. 7, 1). В данном аспекте апостол Павел называет другого человека «чужим рабом» (Рим. 14, 4). Действительно окружающие нас люди за свои прегрешения подотчетны не нам, а Богу, который всем дал заповеди и силы на их исполнение. Господь и спрашивает с каждого человека, а не мы, даже если этот человек как-либо от нас зависит. Мы ведь не способны восставить его от греха. Только Христос, как победитель греха и смерти, может сделать это.

Кто-то возразит: люди, которые нам не нравятся — не наше творение, а Божие. Пусть Господь их и любит. Разве нам недостаточно просто терпимо к ним относиться: не проявлять враждебности, черствости или презрения к человеку, который раздражает, делает что-то назло? Почему так важно именно любить? Ответ на этот вопрос заключен в другой евангельской заповеди — «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Христос призывает нас уподобляться Богу, который любит всех. Значит, и христианин должен стремиться к тому же.

Достигнуть этого сразу, одним волевым усилием невозможно. Следует начать с терпимого отношения к тем, кто нам досаждает и даже умышленно вредит, а не думать, как отомстить им при удобном случае. Но ограничиваться этим мы не можем, ведь цель у нас другая — возлюбить их. Если Господь одинаково благотворит всем, значит и мы должны одинаково по-доброму относиться ко всем, невзирая на лица. Доброе отношение — это не притворные улыбки и расшаркивания с обидчиками. Любовь чужда всякой фальши. Она должна быть разумной и проявляться в желании человеку блага.

В отношениях с окружающими надо всегда руководствоваться искренней доброжелательностью, а не страстью гнева, зависти, злопамятства и т.п. Но не начнет ли наш ближний злоупотреблять хорошим к себе отношением? О том и речь, что проявление любви должно нести другому человеку благо, а не возможность «сесть на шею». Иначе это будет не любовь, а раболепие, которое является таким же грехом, как самолюбие по отношению к себе.

Надо воспитывать в себе любовь к человеку такую же, какую к нам имеет Христос. Он не занимается человекоугодием. Бог исполняет далеко не все наши просьбы. Человек может просить и то, что для него не является благом, да и явное зло может пожелать по страсти. В таком случае осуществить его желание не будет любовью. Господь подает то, что нам полезно, в первую очередь, для вечной жизни, а потом и для жизни временной. И нам следует проявлять рассудительность, чтобы не скатиться в угодливость.

Желая понять, как обрести евангельскую любовь к людям, надо читать жития и поучения святых отцов и подвижников благочестия. Валаамский старец иеромонах Михаил (Питкевич) советовал своей духовной дочери просить у Бога одного только дара любви, ведь «любовь покрывает все» (1 Пет. 4, 8). Об умножении любви можно и нужно просить Христа, как просили Его апостолы. В дни Великого поста мы сугубо просим об этом, читая молитву святого Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему».

Святитель Григорий Двоеслов, толкуя последние слова господина из притчи о талантах (Мф. 25, 29), писал, что «имеющий любовь получит и другие дарования. А не имеющий любви потеряет и то, что, как кажется, у него есть». Как согласны между собой святые отцы и подвижники веры, даже отделенные друг от друга столетиями! Старец Михаил говорит: «Не проси ничего, но проси любви», — а святитель Григорий словно подтверждает: «Имеющий любовь получит все остальное, о чем и не просил». Ведь если человек имеет любовь к другим, то он будет действовать, исходя из любви. Благодаря этому без вреда для себя и своих ближних он сможет пользоваться любыми дарованиями.

В заключение беседы иеромонах Михаил напутствовал: «Когда враг хочет мелочами, досадами разгневать, похитить мир в сердце, скажи только: «Христос воскресе, Христос воскресе, Христос воскресе!» — Этих слов он боится больше всего, они его жгут как огонь, и он убежит от тебя». Тем самым подвижник напомнил, что Христос совершил Свою жертву из любви к каждому человеку, даже к тому, кто сейчас вызывает у нас неприязненные чувства. И мы, как поет Церковь в дни Пасхи Господней, должны прощать ненавидящих нас Воскресением Христовым.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (34) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »