Выбрать страницу

Как научиться уважать себя?

Фото: gorlovka-eparhia.comСамоуважение — это случайно не проявление гордыни? Нужно ли его воспитывать в себе — или лучше научиться уважать ближних? Как отличить правильное отношение к себе от ловушек современного мира? На наши вопросы ответил протоиерей Николай Марковский.

Сначала давайте разберёмся с терминологией. Что такое уважение? Толковый словарь объясняет это слово как «чувство почтения; отношение, основанное на признание чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств». В своей жизни мы уважаем многих людей: родителей, которые дали нам жизнь, друзей, дарящих нам свою дружбу, достойных людей, начальство и так далее, а вот с собой возникают проблемы.

Тем, кто озадачен вопросом «как научиться уважать себя», я хотел бы привести пример из своей жизни. Когда в Горловке начались военные события, наш правящий архиерей остался в городе, служил здесь и тем подавал пример каждому священнику. Вызывает ли этот поступок уважение? — безусловно, вызывает. Тогда духовенство Горловки осталось на своих приходах и продолжало нести свой крест, своё служение. Вызывает ли их решение моё уважение? — конечно, да. Видя такие поступки, легко ответить себе, как научиться уважать себя: поступать так же.

Я говорю о том, что мне близко. Мой рецепт прост: поступай, как достойные. Уважаешь врача, который тебя профессионально лечит — поступай, как он: делай своё дело достойно. Уважаешь учителя, который учит твоего ребёнка, даёт ему знания — так же поступи: отдай себя людям. Этому учит и Христос, когда в завершении притчи о добром самарянине говорит: «…иди и ты поступай так же» (Лк. 10:37).

В плане отношения к себе у людей чаще всего встречаются две крайности. Одни говорят: «Я не заслужил ничего хорошего, я ничего не умею, я недостоин в глазах Божьих и глазах людей». Видно, что такой человек сам себя уничижает. Однако мы знаем, что Господь каждому даёт какой-то дар, талант: один хорошо говорит, другой отлично берёт интервью, третий великолепно работает руками, четвёртый замечательный художник, пятый прекрасно поёт — и так далее. Найди свой талант, который дал тебе Господь, развивай его, и тогда не станешь говорить, что ни на что не годен — иначе ты принижаешь достоинство Божие. Господь не обделил никого.

Второй тип людей — те, кто не делает ничего, вызывающего уважения, но превозносится, в них очень много самомнения и гордыни. Можно ли уважать такого человека? — думаю, нет. Уничижение и превозношение — это крайности, которых быть не должно. Каждый человек должен относиться критически к себе, своим поступкам, образу мыслей, словам. Если будешь так поступать, при этом постоянно развиваясь, прогрессируя, работая над собой, тогда у тебя будет повод уважать себя.

Каждый человек создан по образу и подобию Божию, носит в себе Его искру. Именно потому каждый из нас ценен и заслуживает уважения. Некоторые люди противопоставляют смирение и уважение к себе, считая последнее проявлением гордыни. Смирение не значит, что человек должен ходить, опустив голову, то и дело подставляя то левую, то правую щёку для битья. Для христианина смирение — это прежде всего принятие воли Божьей. У каждого человека случаются жизненные трудности. Они не случайны, Господь посылает их для нашего укрепления, нравственного роста. Если мы принимает их без ропота и преодолеваем, то проявляем смирение. Тот, кто занимается самоуничижением, не уважает себя, не принимает воли Божьей о себе. Он обвиняет себя и других во всевозможных грехах, считает, что Бог его не любит, что он недостоин Божьей любви. Смирения в таком поведении нет, потому что смирение невозможно без любви к Богу и людям.

В современном мире понятие уважения очень отличается от христианского. Христианство призывает любить Бога и людей, быть нравственным, служить ближним. Мы же видим странные ситуации, когда человек начинает себя уважать за набранные в соцсетях лайки, например. Конечно, это неистинное уважение. Уважение не может исчисляться количеством лайков, чьим-то субъективным одобрением. По сути, у такого человека происходит подмена понятий и ценностей. Ему не нужны Бог и люди, ему нужна иллюзия — лайки, ложь, которую диктует современное общество. Истинные ценности уходят на третий план, на первый же выходят показуха и фальшь. Можно уважать людей, которые достигли чего-то своим трудом, талантом, интеллектом — учёных, писателей, космонавтов. Сегодня же популярность обретают люди, которые получили известность благодаря каким-то скандалам. Они уважаемы, к их мнению прислушиваются. Однако это ложное уважение. Уважение вызывают сдержанность, поступок, дело. Фальшь — нет. Настоящее уважение строится на любви. Любовь — это и есть уважение.

Хотите научиться уважать себя — уважайте других. Не позволяйте себе хамства, злобы, агрессии. Каждый человек должен определить для себя ту грань, за которую он не перейдёт. В современном обществе многие грани размыты, причём это делается специально. Когда общаешься людьми, очень хорошо заметно: человек, не уважающий себя, не уважает и тех, кто его окружает. Эти вещи взаимосвязаны. Он не знает, что такое достоинство и уважение, и не может дать его ближним.

Нельзя позволять дурным чувствам овладевать собой. Сдержанный человек всегда вызывает уважение. В жизни бывает всякое, мы все живые люди, можем сорваться, но если хочешь уважать себя — учись владеть собой.

Христианские заповеди — это фундамент уважения и к себе, и к обществу. Без их соблюдения невозможно научиться уважать себя. Не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй, не желай имущества ближнего своего — без этих нравственных ценностей, важных для каждого человека, никак. Это как цепочка, где одно связано с другим. Если человек не любит ближних, у него не может быть и любви к Богу. Каждый из нас должен видеть в себе и людях образ Христа. Если мы этому научимся, то научимся и уважать самих себя.

Мы часто слышим фразу: «Я имею право». Те, кто её произносит, часто забывают, что, имея права, мы имеем и обязанности. Об этом вспоминать не принято, поскольку обязанности предполагают ответственность. Если мы говорим «я имею право на…», то подразумеваем «я обязан перед…» Мне кажется, что уважающий себя человек будет понимать всё это. Выходит, тот, кто хочет научиться уважать себя, должен постараться стать достойным человеком и христианином.

Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (90) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

1 комментарий

  1. Лилия

    Спасибо за статью! Очень душеполезная.

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »