Восхождение на Елеон | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Восхождение на Елеон

Митрополит Калужский и Боровский КлиментСорок дней разделяют два евангельских события — Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа и Его Вознесение на небо. Оба события спасительны и непостижимы.

Но одно из них совершается в полной тайне даже от ближайших учеников Христа, а другое — в присутствии большого числа Его учеников и последователей.

В Евангелии нет ничего незначительного. Во время Вознесения Господня на Елеонской горе были апостолы и Пресвятая Богородица. Вероятно, там стояли и жены-мироносицы, которые служили Христу при Его земной жизни. Почему Господь возносится на виду у этих людей?

Целью воплощения Бога Слова было воссоединение человека и его Творца. Для завершения дела нашего спасения после воскресения Богочеловеку Христу нужно было вознести воспринятую Им человеческую природу к престолу Бога Отца. В каноне Вознесению это выражено в поэтической форме: «На рамо (на плечи) заблудшее взяв естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси».

Но если бы Христос вознесся тайно, это заронило бы семена сомнения в сердца Его учеников. Апостолы от этого могли пошатнуться в вере, предположить, что все явления Христа после Его Воскресения им всего лишь привиделись. Господь в течение сорока дней открывал им важнейшие тайны Царствия Божия (см. Деян. 1, 3). В день Вознесения Христос сказал апостолам, что уходит к Отцу, но пошлет им от Отца Иного Утешителя. Это обещание о ниспослании Святого Духа было непонятно ученикам, пока Святой Дух Сам не сошел на них в день Пятидесятницы.

Святитель Григорий Богослов пояснял, что Ветхий Завет проповедовал нам Отца и не с такой ясностью Сына, Новый Завет говорит нам о Сыне и прикровенно — о Святом Духе. Ныне же, в христианскую эпоху, Дух Святой дарует нам явственное о Себе познание. Апостол Иоанн Богослов писал христианам: «Вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но само то помазание Духа Святого научит вас всему» (см. 1 Ин. 2, 27).

Святой Дух — это Ипостасное Животворящее Начало. В Нем христиане соединяются со Христом и едины между собой. Все, что совершает церковь Христова, созидается Святым Духом. Им после Крещения мы получаем печать дара Духа Святого в таинстве Миропомазания, сочетаясь через это с Церковью. Им прилагаются Святые Дары в таинстве Евхаристии, и верующие причащаются Тела и Крови Христа. Без благодати Святого Духа мы лишены подлинной жизни в земной жизни и в вечности.

Спасение человека — единое действие всей Святой Троицы, в котором каждая Ипостась проявляет себя по-своему. Мы обретаем жизнь вечную благоволением Отца, благодатной помощью Святого Духа и всем, что сделал Сын, находясь в нашем мире от своего вочеловечения до вознесения.

По мысли святителя Григория Паламы, Воскресение Христово принадлежит всем, а Вознесение — только святым. Все без исключения люди будут вновь восстановлены, возрождены, независимо от того, какой образ жизни они вели. Воскресение — это дар каждому человеку: праведному и неправедному. А вознесение — соединение с Богом, т.е. обожение — ожидает только святых. Это состояние недоступно тем, кто не обрел залог единства со Христом в своей земной жизни.

Для людей, которые пребывали во зле и нераскаянности, вознесение в Царство Божие, приближение к Богу будет еще большим мучением, чем пребывание вне Его — в аду. Потому Господь не допустил на Елеон видеть Его Вознесение озлобившихся фарисеев и книжников. Их уже ничто не могло убедить, что Христос — истинный Бог. Они отвергли даже явное тому свидетельство, когда по повелению Спасителя ожил покойник, который лежал в гробу четвертый день и уже подвергся тлению, а значит не был в глубоком обмороке или летаргическом сне. Узнав о воскрешении Лазаря, первосвященники не только не перестали желать смерти Христа, но договорились убить и Лазаря, из-за которого многие уверовали в Спасителя (см. Ин. 12, 10—11).

Иудейской элите было ненавистно все, что подтверждало Божественную сущность Иисуса Христа. Если бы Господь вознесся при них, они бы только сильнее озлобились и ожесточились. Господь по своей милости больше не являл им своих чудес. Он оставил их собственной воле и умствованию. То же самое происходит в вечности и с людьми, упорно отвергавшими Бога в своей земной жизни.

После Вознесения Христа апостолы вернулись в Иерусалим «с великою радостью» (Лк. 24, 52). Почему их не печалило то, что Господь больше не будет доступен для непосредственного общения? Ведь когда мы расстаемся с дорогим человеком, даже в надежде на скорую встречу, нас, как правило, гнетет чувство тоски, утраты. Что так радовало апостолов после Вознесения? Господь сказал им: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Христос всегда невидимым образом соприсутствует своим верным ученикам и последователям. Впервые апостолы познали это опытно на Елеонской горе, испытав великую радость.

Отчего же современные христиане не живут этой же радостью, не ощущают действие благодати Святого Духа? Направленность исключительно к достижению земных целей делает человека невосприимчивым к духовной радости. Перед Всемирным потопом Бог сказал, что не может Его Дух пребывать в людях, ибо они полностью стали плотью (см. Быт. 6, 3). То же самое верно и в отношении нынешних людей. Если они силы и время посвящают преимущественно земным, а не духовным вещам, если «связаны плотскими сластьми и похотьми», как о том говорится в молитве на Литургии, то для них Святой Дух неощутим.

Как же научиться приближаться к Христу, чтобы в свое время быть способными вознестись с Ним в Духе Святом к престолу Божию? Надо чаще задумываться о том, что нас ждет после смерти, отслеживать, на что мы тратим время своей жизни, и спешить переключиться на молитву, на исполнение Христовых заповедей. Нас задели «за живое», а мы не ответим злом. Придет желание оскорбить — возьмем себя в руки и сдержимся ради заповеди Христа. Пересилим себя и поможем там, где не раз проходили мимо. Надо стараться ловить себя на таких, казалось бы, мелочах, и оставаться верными Христу в самом малом.

Не стоит искать ситуаций, где можно совершить яркий подвиг ради Христа. Надо именно в мелочах, в каждый миг быть духовно бдительными, стремиться поступать по Евангелию, а не по своим хотениям. Начинать же следует с привычки спрашивать себя: «Что сейчас хочет от меня Господь?» Намереваясь совершить поступок или пошутить над ближним, спросить себя: «А мне будет приятно, если со мной так поступят или услышу такое слово, сказанное в мой адрес?» Постоянно действуя так и понуждая себя на добро и отвергая зло, благодатью Святого Духа мы сможем приблизиться к Вознесению. Один есть путь в вечность — это искоренять в своем сердце зло и восходить со Христом на Елеон нашего вознесения.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (25) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »