Святые отцы и мы: вопрос взаимоотношений
Беседа на апостольское чтение Недели Всех Святых.
Неделей Всех Святых заканчивается особый период в жизни Церкви.
На протяжении пятнадцати седмиц[1] церковные службы наши основывались на двух богослужебных книгах: Постной и Цветной Триоди. С помощью этих книг мы прошли довольно большой молитвенный путь, на котором было все: и покаянные воздыхания Великого поста, и сопереживание страстям Христовым, и блистающая радость Пасхи, и головокружительная высота Вознесения, и Пятидесятница, наполненная Святым Духом. Сегодня мы перевернули последнюю страницу Триоди Цветной – наше праздничное путешествие окончено.
Возвращаются будни. Завтра начинается Петров пост, богослужение возвращается в нормальное русло. Снова надолго воцарятся Октоих и Минеи – привычные богослужебные книги.
Церковь, мудрая мать наша, не случайно предлагает пост по окончании Цветной Триоди. Это время для того, чтобы прийти в себя, обдумать проделанный путь, собрать и оценить приобретенное. С помощью богослужений Постной и Цветной Триоди Церковь дала нам то главное, что имеет опыт покаяния и радости о Господе. Теперь мы, как богатые купцы, должны правильно распорядиться тем, что получили. Нам предстоит актуализировать данный нам опыт в своей собственной духовной жизни.
Почему же этот длинный путь, начавшийся с Прощеного Воскресенья (а предначавшийся с Недели мытаря и фарисея), заканчивается именно Неделей Всех Святых?
Вспомним: в прошлый воскресный день мы праздновали Пятидесятницу, сошествие Духа. А сегодняшний день посвящен всем тем, кто правильно воспользовался дарами Пятидесятницы, употребил их для своего спасения, «совершил добрую куплю». В прошлое воскресенье мы получили залог, а ныне Церковь показывает нам, как мы должны воспользоваться этим залогом, какие ожидаются от нас плоды.
Но Церковь не ограничивается поминанием только новозаветных святых. Ветхозаветные патриархи, пророки, цари, священники, воины – все, кто веровал в грядущего Мессию и пытался жить по закону Божьему, тоже вспоминаются теперь. Именно им, праведникам Ветхого Завета, и посвящено сегодняшнее апостольское чтение.
«Братие, святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11:33), – так начинает апостол перечисление подвигов святых, живших до Рождества Христова. Через воспоминание этих великих дел перед нами предстают образы их совершителей: Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Самуила… Три отрока, угасившие силу огня; Илья, избегший острия меча; Иов, Езекия, Товит, укрепившиеся от немощи; Иудифь и Маккавеи, бывшие крепкими на войне; Суманитянка и вдова Сарептская, получившие умерших своих воскресшими; Иосиф, Навуфей, Михей, Иеремия, испытавшие поругания, побои, узы и темницу; Захария, побитый камнями; Исаия, перепиленный пилой, – все «те, которых весь мир не был достоин, скитавшиеся по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38).
Однако было бы ошибкой считать, что Церковь полагает для нас задачу просто отпраздновать память этих людей. Нет, нам предлагается, полюбовавшись духовной красотой ветхозаветных праведников, обратить взгляд от них к себе. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1–2), – говорит далее апостол. Смотря на святых и их подвиги, а паче на главного Подвигоположника – Христа, мы должны воспламеняться духом для своей личной борьбы.
Итак, вглядимся в любимые нами образы святых. Кто они для нас? И в самом деле, святые отцы должны быть не менее дороги нам, чем наши кровные отцы и матери. Своим примером и молитвенной помощью они, несомненно, участвуют в деле нашего спасения. И не только мощи их нам нужно лобызать, но и хорошо знать их писания. Но вот вопрос, важный и серьезный. Какие отношения должны быть у христианина со святоотеческой книгой? Как правильно пользоваться нам этим драгоценным наследием?
Люди, называемые святыми отцами, прошли путь духовной жизни, который Церковью признается верным и предлагается нам как образец для подражания. Их книги доносят нам рассказ об их личном пути к Богу. И жития, и сами творения святых показывают нам, как они делом являли великую любовь к Богу и ближнему в совершенно разных странах, эпохах, культурах, как они исполнили заповеди Божии в тех или иных жизненных ситуациях. Тут бездна назидания для нас. Читая эти книги, нам нужно пропитаться их мудростью, их духом.
Но, братия и сестры! Святые не проживут за нас нашу духовную жизнь. Ведь можно сделать себе идола из чего угодно и из кого угодно, даже из святых отцов. Например, есть св. Иоанн Кронштадтский, а есть секта иоаннитов. Есть святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, но история знала также существование взаимовраждующих партий, состоящих из последователей этих святых.
Нельзя нам, христиане, забывать о дарованной нам Христом свободе. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос… К свободе призваны вы, братия… Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (Гал. 5:1; 5:13; 1 Кор. 7:23), – умоляет нас апостол Павел. Святые отцы должны помогать расти человеку в его личных отношениях с Богом. Церковь – не казарма, а собрание свободных людей, духовно объединенных в тело Христово. Отцы оставили нам свои труды, чтобы помочь нам родиться и жить во Христе, а не для того, чтобы величием своих подвигов затмить и сделать невозможной нашу личную, пусть и убогую по сравнению с отцами, но все же единственную, неповторимую, НАШУ жизнь во Христе.
Кстати, есть у некоторых христиан странная особенность – признавать авторитетными для себя только книги канонизированных святых. Канонизированный – читаю, неканонизированный – не читаю… Возможно, такие люди не знают, что церковно признанная святость человека вовсе не распространяется на все то, что он сказал или написал. Ошибки есть даже и у великих, потому что они тоже люди.
Также необходимо помнить, что все святые отцы – по преимуществу монашествующие. Поэтому неудивительно, что далеко не все темы, имеющие важность для мирянина, были затронуты в их трудах. Например, полностью закрытым для святоотеческого мировоззрения на протяжении всей истории Православия был мир ребенка. У отцов нет ни одной книги для детей и про детей, не считая общих рекомендаций по христианскому воспитанию. Поэтому эти знания приходится черпать из трудов современных христианских психологов, педагогов, иногда даже и неправославных.
Или еще важнейшая, всегда актуальная тема – брак и брачные отношения. Кроме общих высказываний о святости брака, не было ни одного серьезного труда, вскрывающего сущность и богословие христианского брака, место в нем супружеских отношений. Эту пустоту в какой-то мере заполнили современные книги отнюдь не канонизированных авторов. Например, прекрасная книга проф. С.Троицкого: «Христианская философия брака».
Но самое главное даже не это. Есть Книги в Священном Писании, которые как бы не имеют окончания. В них нет завершающего слова «Аминь». Одна из них – Деяния святых апостолов. В ней повествуется о первых годах жизни христианской Церкви. Отсутствие окончания в этой Книге – указание на то, что жизнь Церкви продолжается и Деяния святых не закончились. Врата ада никогда не одолеют Церковь Христову, и Дух Пятидесятницы всегда будет жить в ней. И этот Дух будет действовать в людях до скончания века. Будут встречать Христа и посвящать ему жизнь все новые и новые души, будет обогащаться христианская культура, будут писаться (и сейчас пишутся) новые книги.
Доверять исключительно только канонизированным писателям – значит свести историю Церкви только к житиям святых и забыть, что в день Пятидесятницы Дух сошел на всю Церковь, а не на лучших из них; это значит также вырезать из Евангелия слова Христа: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). И если мы сегодня с любовью читаем книги игумена Никона (Воробьева), архим. Иоанна (Крестьянкина), митр. Вениамина (Федченкова), Сергея Фуделя (которых, кажется, пока никто не думает канонизировать), читаем и внутренне чувствуем в них действие одного и того же Духа, что и в подвижниках древности, то значит мы просто не имеем права подписать приговор современности словами: «оскудеша преподобный». Если мы не замечаем в сегодняшней Церкви жизни, при всех ее болячках, значит жизни нет в нас. Подобное, как известно, познается подобным.
В заключение хотелось бы вспомнить замечательные слова из богослужения нынешнего праздника. Это начало канона всем святым, который читался на утрени. «Твоих святых воспевая чины, – говорит автор канона, обращаясь к Богу, – твоим светом души моей молитвами сих озаритися молюся». Перевести это можно так: «воспевая чины Твоих святых, (Господи), молюсь, чтобы моя душа озарилась Твоим светом, по их молитвам». Вот учение Церкви о почитании святых: воспевая их, конечной целью этого восхваления мы должны видеть наши личные отношения с Богом, состояние нашей души. Этой мыслью позвольте и закончить: пусть наша любовь к святым не разъединяет нас с Богом и Церковью, но соединяет, и да просветит их молитвами души наши Господь – Сердцеведец.
Сергей Комаров
Православная Жизнь
Примечание:
1. Седмица – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.
Просмотрено (27) раз