Опора для тех, кто хочет молиться
Любой человек, переступающий порог храма, чуть раньше или чуть позже оказывается перед необходимостью исполнения ежедневного молитвенного правила. На часто задаваемые вопросы о ежедневной молитве отвечают священнослужители Саратовской епархии.
У апостолов и первых христиан тоже было молитвенное правило? Или это то, что придумали люди позднее?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
— Достаточно посмотреть в молитвослов, чтобы убедиться в позднем происхождении большинства молитв, входящих в современное правило. Святые Макарий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и другие авторы жили на столетия позже апостолов.
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3, 17). Молитва апостолов и первых христиан не знала никаких правил и была выражением непосредственного религиозного чувства и живого опыта веры. Апостолы и их ученики молились импровизированными молитвами, главными из которых были молитвы благодарения. Примером такой апостольской молитвы благодарения является молитва апостола Павла: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Еще две его молитвы приводятся в Послании к Ефесянам (см.: Еф. 1, 16–23; 3, 14–21). Вдохновенная импровизированная молитва апостолов Петра и Иоанна сохранилась в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1, 24–30).
В общинном богослужении, помимо импровизированных молитв, использовались молитвы ветхозаветной традиции — в первую очередь, Псалтирь. Кроме того, читались фрагменты ветхозаветных пророчеств и апостольские Послания, произносились проповеди и поучения. Эти поучения иногда затягивались. Евангелист Лука рассказывает об одном таком евхаристическом молитвенном собрании в Троаде, на котором апостол Павел настолько увлекся проповедью, что некий юноша Евтих уснул и вывалился из окна третьего этажа (см.: Деян. 20, 1–12).
Такое свободное построение общественного богослужения существовало недолго. Не каждая община возглавлялась духовно опытным человеком. В отсутствие авторитетного предстоятеля невозможно было избежать беспорядка, в котором каждый присутствующий на богослужении старался выкрикнуть свою молитву или просто в нескольких возгласах, часто бессвязных, старался выразить свое молитвенное чувство.
Первое описание структурированного общественного богослужения содержится в христианском памятнике рубежа I–II столетий «Дидахе». Немного позднее о нем пишет Иустин Философ. Несмотря на лаконичность этих свидетельств, видно, что в это время уже существует определенный порядок богослужения, предшествующего Евхаристии (аналог современного всенощного бдения), и самой Евхаристии.
Понятие правила в любой области предполагает некоторое принуждение и ограничение, отделение «правильного» от «неправильного». В молитвенной практике Церкви оно возникает по мере оскудения непосредственной живой веры, для предотвращения подмены духовного чувства чувствительностью. Не отрицая достоинства личной молитвы, Церковь предлагает верующему человеку молитвословия, восходящие к Священному Писанию («Отче наш», «Боже, милостив буди мне грешному», Трисвятое и т. д.), и молитвы, составленные святыми отцами, являющиеся выражением их духовного опыта.
Можно сказать, что молитвенное правило — это опора для того, кто хочет молиться, но не может найти слов для своей личной молитвы. Герой новеллы Достоевского «Кроткая» говорит о себе, что хотел молиться час, но молился пять минут. Думаю, что без молитвослова многие из нас не смогли бы молиться и пяти минут. Очень часто мы хотим сказать Господу очень многое, но получается какоето бессвязное бормотание. Именно тогда нам на помощь приходит молитвослов. Казалось бы, постоянное повторение большого числа молитв, составленных другими людьми, должно лишить личную молитву ее творческой силы. Однако это не так. Молитвенное правило часто помогает выстроить собственную молитву, находя для нее правильную форму и содержание.
Судя по содержанию вечернего молитвенного правила, человек каждый вечер должен себе напоминать, что он умрет, причем возможно, что уже этой ночью. Как это сказывается на внутреннем состоянии верующих людей?
Отвечает протоиерей Александр Домовитов, настоятель храма Воскресения Христова на Воскресенском кладбище г. Саратова:
— Подобного рода вопросы свидетельствуют прежде всего о страхе смерти. И решение его должно начинаться с понимания, что смерти бояться не нужно. Так как мы православные христиане, мы веруем во всеобщее воскресение. Христос Своей смертью разрушил смерть. У Бога нет мертвых, у Него все живы. Смерть стала следствием грехопадения, изначально же человек был создан бессмертным.
Современный человек боится смерти, потому что, с одной стороны, нарушена его связь с Богом, а с другой стороны, в глубине души он понимает, что придется отвечать перед Богом за свои грехи. Совесть нечиста, поэтому и страшно. И как рассуждает большинство в таком случае? Предпочитают просто не думать о смерти. Некоторым страшно даже сходить на кладбище, где похоронены родственники. Но смерть неизбежна для каждого человека, закрываться от этой реальности бессмысленно. Многовековая история христианства показывает, что память о смерти приносит пользу, а не вред душе человеческой. Еще в Ветхом Завете сказано: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь (Сир. 7, 39). То есть память смертная спасает человека от многих греховных ошибок и многих, как следствие их, страданий. Поэтому в наших молитвословах так много напоминаний о смерти. Чтобы мы меньше грешили.
Можно ли перенести утреннее или вечернее правило на дневное время, если утром человек рано уходит, собирает в школу детей и т. п., либо вечером приходит поздно и уставший?
Отвечает священник Дионисий Каменщиков, настоятель храма во имя пророка Божия Илии на Ильинской площади Саратова:
— Вопрос достаточно типичный. Люди часто спрашивают, можно ли перенести молитвенное правило, сократить его, заменить «правилом Серафима Саровского» и т. д. В качестве аргумента, почему это необходимо сделать, человек приводит свой плотный график. И почти никто не спрашивает, как организовать свою жизнь так, чтобы в этом плотном графике было место полноценному молитвенному правилу. Все непременно хотят пожертвовать временем молитвы, тем самым лишая себя большой духовной пользы. Вот что, в частности, пишет об этой пользе святитель Игнатий (Брянчанинов) во II томе «Аскетических опытов»: «Утренние молитвы так и дышат бодростью, свежестью утра: увидевший свет чувственного солнца и свет земного дня научается желать зрения высшего, духовного Света и дня бесконечного, производимых Солнцем правды — Христом. Краткое успокоение сном во время ночи — образ продолжительного сна во мраке могилы. И вспоминают нам молитвы на сон грядущим преселение наше в вечность, обозревают всю нашу деятельность в течение дня, научают приносить Богу исповедание соделанных согрешений и покаяние в них».
Смысл многих молитв утреннего и вечернего правила именно в том, что они читаются соответственно в начале и в конце дня, молящийся испрашивает благословения на предстоящий день или подводит ему итог, отходя ко сну. Если человек читает в обед, например, «От сна восстав», хотя проснулся он много часов назад, то смысл молитвы теряется. Все-таки лучше поискать возможность утреннее правило выполнять именно утром, а вечернее — вечером. Днем же по благочестивой традиции многие христиане читают Псалтирь, что не заменяет, но дополняет утреннее и вечернее молитвенное правило.
Газета «Православная вера» № 11 (631)
Подготовила Елена Сапаева
Православие и современность
Просмотрено (53) раз