Два землетрясения с эпицентром в раю
Церковь Христова объединила чествование святых Петра и Павла, первоверховных апостолов Христовых и миссионеров Евангелия Божия. Они были совершенно разными людьми, но оба исполняли свое призвание во славу Божию.
Петр был женатым рыбаком, необразованным, долго трудился не покладая рук на море Тивериадском и был изнурен рыбацким ремеслом с его тяжелыми и нередко пустыми сетями. Прошел через разные трудности, со всех сторон получая удары волн мира сего, привык к голоду и, лишенный какого бы то ни было изящества и учености, оставался детищем земли и моря, с ладонями, изборожденными мозолями от веревок.
По зову Христа Бога он всё бросает и идет за Ним, отказывается от первенства в семье и рыбачества и следует за Спасителем. Внимательно слушает слова, исходящие из уст Бога. Во все глаза наблюдает за массой чудес, умом зрит свет воскрешения людей из мертвых, совершаемого Христом, слышит немых говорящими о Слове, видит слепых узревшими Свет мира, осязает чистенькие тела исцеленных от проказы и проходит школу жертвенной и живительной любви Архиерея вечного исцеления.
С абсолютным доверием он идет за Тем, Кто бесповоротно изменил его жизнь. Он импульсивен, нерешителен, нервен, порой вспыльчив, но любовь к Учителю превозмогает все его недостатки. Он повсюду сопровождает Господа. Чувствует, как дух, насыщенный Словом, входит в дочь Иаирову. Падает ниц пред Светом Вечным на Фаворе; спросонья смотрит на кровавые слезы Бога в Гефсимании. Обещает, что останется со Христом до самой смерти, советует Ему избежать Креста и Воскресения ради жизни земной. Бросается в драку в ночном саду и отсекает ухо Малху.
Взятие Христа становится концом всех его надежд, полным разочарованием. В ту ночь, когда Христа мучили и бичевали, Петр лишается рассудка, его охватывают страх и отчаяние, он отрекается от Принявшего его, клянется и божится, что не знает Знающего его жизнь. И тут же отдает себе отчет в бескрайности любви Христовой, и всесокрушающее землетрясение проходит через его душу. Он выходит вон и горько плачет о своем отречении.
Он ужасно страдает вместе с Избиваемым, душа его кровью обливается за Распинаемого. Всё, что было в нем незыблемого, прикипевшего к жизни, земле и морю, разбивается о камень его сердца, затопленного слезами. Он превращается в ничто, чтобы дать место Прощающему всю вселенную. Становится нескончаемым плачем по Тому, Кто отер всякую слезу со всякого лица. Для него, отрекшегося, больше не существует ничего, кроме Христа распинаемого, избиваемого, пригвождаемого, умерщвляемого ради его спасения.
Затем Петр-рыбак действительно умирает и начинается новая жизнь, где смерть не стоит внимания и Жизнь неумирающая вселяется в людей. Он прощен после своего троекратного признания в любви, отменившего его троекратное отречение, и в день Пятидесятницы становится потиром Духа Святого, напояющего Церковь Христову благодатью. Произносит речь на Пятидесятницу, и тысячи людей крещаются во имя Пресвятой Троицы. Смиренно председательствует на апостольских собраниях. Чувствует, как сердце в его груди разрывается при воспоминании об отречении. Всю жизнь он распинал себя этой мыслью об отречении от Творца и, сознавая, что недостоин умирать как Бог, смиренно пожелал умереть на кресте вниз головой, чтобы видеть небо, которого так чаял и жаждал всю жизнь.
Павел был полной противоположностью Петра. Ученейший раввин с прирожденной иудейской утонченностью, гений Торы и яростный защитник иудейского культа, Павел вел на смерть христиан — эту секту, посмевшую притязать на все пророчества Завета. Учитель богословия, исследователь пророков, законоучитель, Павел являлся панацеей от любого идеологического отклонения.
Он был свидетелем убийства Стефана, равнодушно смотрел, как христиан ведут на смерть за Распятого, присоединился к гонению на галилеян. При всей глубине своего богословствования он был беспощадным, коварным, самодостаточным и убежденным, что идеологический мятеж христиан нужно залить кровью. По чуду Божественному слышит голос с небес, видит Свет вышеестественный, ослепивший его, и на себе ощущает силу Бога Живого, Которого всю жизнь изучал в инсектарии таргумов[1].
Он понимает, что Христос и есть Церковь, услышав слова: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? (Деян. 9: 4). Осознаёт, что всякое страдание Церкви отзывается бесконечной болью Бога, что раны избиваемых — это раны Христа, что каждая слеза христиан течет через глаза Божии. И глубина его раввинского образования распахивается к небу, он понимает, что исполнение пророчеств совершается в Мессии. Из самого беспощадного гонителя превращается в самого избранного апостола и богослова тайн Божиих.
Он — заноза, вонзившаяся в сердце иудейского неверия; благодатью и ведением он разносит в прах богословские заблуждения Талмуда. Уходит в пустыню, чтобы сквозь слезы узреть Бога. Идет проповедовать, собственными руками распахивает всю Европу и сеет слово Евангелия. Ничто не может остановить его в этом жертвенном апостольстве: ни гонение, ни лютая болезнь, ни страдание, ни смерть. Ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8: 38-39).
Он так проникает в Евангелие и толкует его, как не делал этого никто. Подобно катетеру, он вонзается в артерии Тела Христова и насыщает кислородом богословия ткани нового, вечного организма. Чудо-человек, разрывающий в клочья Европу со всеми ее идолами и готовящий ее к преломлению хлеба на Литургии.
Когда он в слезах говорит, небеса слушают его, потому что раны Господа отзываются ужасной болью в его теле и Христос говорит в нем. Ангелы небесные замирают в своем литургисании, когда Павел-гонитель начинает раскрывать тайны Царя. Он слаб как тростинка, но в нем обитает Сила Божия. Невелик ростом, но видит высоты рая. У него сиплый голос, но все замолкают, когда он начинает говорить.
Ангел сатаны хлещет его по щекам, но он разрывает его сети по всей земле. Сам жутко страдает, но открывает вечную радость сотням тысяч людей. Обличает иудеев и апостолов, трудится руками, изготовляя палатки, и пишет горячие послания всякому дыханию по всему миру. Его гонят и избивают во плоти, но слова его расходятся по вселенной, как ударная волна благодати Божией. Слушая его, люди отвращаются от погибели, разражаются рыданием и меняют свою жизнь и участь в вечности.
Два перстных человека, прошедшие через всякие страдания мира сего, слабые и сомневающиеся, с тяжелыми грехами на совести, но смогшие слезами и покаянием вырвать себя из мрака и соделавшиеся священными потирами таинственной Литургии Христовой. Мученики и апостолы, всю жизнь, всю смерть и всю вечность трудившиеся ради Христа — Любви их жизни и Жизни их любви. Для них не было ничего важнее душ, вырванных из рабства смерти — ради земли обетования. Два иудея с единым призванием. Два провинциала, призываемые на молитве во всех уголках земли.
Священник Иоанн Валентин Истрати
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Doxologia (Славословие)
[1] Таргум (толкование) — изложение ветхозаветных писаний. Инсектарий — изолированное помещение для содержания насекомых.
Просмотрено (36) раз