Выбрать страницу

Чем отличается жизнь по совету от жизни по послушанию?

Фото: pravlife.orgДанный вопрос очень актуален. Очень часто понятия «жизни по совету» и «жизни по послушанию» у человека смешиваются. С одной стороны, происходит некое натягивание формы (именно не духа, а формы) жизни древних подвижников и аскетов на себя. Присутствует попытка втиснуть отношения «старец – духовное чадо», предположим IV–V столетия по Рождестве Христовом, в отношения «батюшка–я» XXI столетия. Это очень разные сферы духовной жизни в Церкви. С другой стороны (также из священнического опыта), некие высказывания святых отцов, евангельские цитаты и пр. пытаются поставить на службу себе: своему духовному заблуждению (прелести), жажде власти, гордыне, сребролюбию и пр.

Во избежание подобных духовных заблуждений хочется привести с Божьей помощью цитату святителя Игнатия (Брянчанинова) из книги «Аскетические опыты» (том 1, раздел «О чтении святых отцов»): «Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь».

Проиллюстрируем с Божьей помощью данную цитату. Мирянину нельзя вести себя в миру подобно монаху. Полное послушание в духовном, морально-нравственном и даже в бытовом смысле (отформатирования и нормировки жизни) возможно только в монастыре. Принимающий на себя монашеский ангельский образ дает три обета: обет целомудрия (безбрачия), обет нестяжательства и обет послушания (т. е. полное послушание игумену монастыря, а также своему духовному наставнику из числа братии монастыря). Как правило, игумен монастыря и духовный наставник из опытных пожилых монахов, который дается новопостриженному брату, являются продолжателями древней монашеской традиции и преуспели в ней. Кроме того, они имеют возможность наблюдать за своим чадом и днем и ночью, находясь рядом с ним в одной обители практически круглосуточно. В древности монахи и послушники исповедовались своему старцу ежедневно. И он знал практически все об их внутренней жизни. И мог ее направлять.

В миру все немного по-другому. Здесь полное послушание и подчинение возможно лишь в одном случае: иерархическом, административном. Например, отношения типа «Правящий Архиерей–священнослужитель епархии». Для священника слово Правящего Архиерея должно быть законом. Поэтому он и называется «архиереем», т. е. в переводе с греческого «старшим, начальником над иереями». Об этом говорит приставка «архи». Пример «архистратиг Михаил» – «полководец Ангелов, старший над Ангелами».

Также послушание и подчинение должно быть в приходе, снова-таки в иерархическом, административном смысле. Настоятелю прихода обязаны подчиняться церковнослужители: пономари, певчие, свечницы, уборщицы. В этом проявляется иерархическое строение Церкви.

Но в морально-нравственном смысле, духовном смысле никто, кроме Бога, не должен довлеть над душой человека. В миру именно в сфере сокровенности человеческой души более применимы отношения типа «жизнь по совету». Батюшка дает советы. Вы лично вольны в своем выборе принять их или не принять.

Священник – это не старец. И не надо путать эти две (и обе духоносные) формы жизни в Церкви. По катехизису священнослужитель получает во время Таинства Хиротонии три дара: дар молитвы и совершения Таинств, богослужений, обрядов; дар учительства, проповеди и всего, что с этим связано; дар управления (для священника – приходом, для епископа – епархией). Но нигде не сказано, что священник получает дар вторжения в душу человека для того, чтобы управлять всеми сферами человеческой жизни. Даже в Таинстве Исповеди священник только свидетель, а в Таинстве Евхаристии Совершителем Литургии в главном, сокровенном ее смысле является Господь.

Старчество как дар, собственно говоря, и является даром Святого Духа. Только нужно обращаться к старцу, который проверен Церковью и его авторитет духовный Церковь признает.

Священнослужитель же в духовной жизни дает советы. А вам уже решать, принимать их или не принимать. Эти советы должны для вас стать не гирями, сковывающими и тяжелыми, но ступеньками для лестницы в Небо.

Только (и это тоже из опыта), когда задаешь батюшке вопрос, отвергнись себя. Не ищи своего. Не ищи подтверждения собственной мысли, не ставь перед собой эгоистических целей. Ищи ответа, ищи разрешения проблемы, ищи Истину. И стучащему Она откроется.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Просмотрено (74) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

2 комментария

  1. Михаил

    СПАСИБО. ВСЕ ПРАВИЛЬНО.

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »