Почему святой пророк Илия оставил ученику Елисею свою милоть?
Что хотелось бы сказать в день памяти святого пророка Илии, особенно с учетом сегодняшних реалий и попыткой обесценить, пожалуй, одно из главных качеств Церкви – апостольскую преемственность и ее прямое следствие – священническую иерархию.
Центральная мысль статьи – в Церкви нельзя служить самому от себя. Никто не может дерзнуть «взять» на себе священнический сан и сказать: «Я – священник». Это невозможно. Нужны руки преемника и наследника апостолов и их Учителя-Христа. Важно смириться, подклониться под эти апостольские руки, унять себя и нагнуть свою шею, став на колени перед Богом, перед Его Престолом, чтобы на тебя возложил руки наследник апостолов – законный епископ канонической Церкви. И тогда происходит это Таинство: через эту «живую» духовную «электросеть» душ и сердец вдруг обильно начинает течь благодать Божия, все восполняющая и дающая, сотворяющая из мужчины иерея Божия. Но не от себя, не сам.
Церковь тебя призывает. Бог тебя призывает, чтобы ты пас овец Его.
И это замечательно видно из жития святого пророка Илии (см. Третью Книгу Царств, глава 19, ст. 11–21 и Четвертую Книгу Царств, глава 2).
В данных главах повествуется о призвании Господом к пророческому служению через святого пророка Илию – Елисея.
Не сам Елисей вышел на пророческое служение. Но Господь указал Илии на него. Илия покрыл своей милотью (верхняя одежда, как правило, из овчины) Елисея и тем самым избрал его на служение. Елисей был достоин этого служения. В этом мы убеждаемся из того, что на радостях он закалывает волов и из плуга делает жертвенный костер, чтобы принести благодарственную жертву Богу и сотворить милость людям (мясо он потом раздает). Т. е. видно, что это богобоязненный и любящий Бога и людей человек. На секундочку представим себе, что такое для еврейского крестьянина того времени плуг и пара волов? Это целое состояние. Но он жертвует его Богу.
Когда святой пророк Илия готовится вознестись на Небо, он говорит, чтобы пророк Елисей просил то, чего он хочет для себя. Елисея же материальные блага совершенно не волнуют, он просит единственно благодать Божью и пророческое служение. И получает ее. Причем вещественно, как иерея епископ по совершении Таинства Священства облекает в священнические одежды, так и по вознесении святого Илии пророку Елисею достается его милоть, которой оба пророка – учитель (Илия) и ученик (Елисей) – творят чудеса.
Таким образом Господом святой пророк Елисей через святого пророка Илию призывается на служение Божие – на дело Божие.
Точно так же, как ранее Господь повелевает святому пророку Моисею отделить из среды народа Аарона и сыновей его для священнического служения. Точно так же, как тысячи лет спустя Господь наш Иисус Христос избирает первых апостолов, а те рукополагают первых священнослужителей.
И таким образом ток благодати Святого Духа продолжает течь. Цепь не размыкается.
А Ваалово остается Вааловым, сколько ни три камни и ни чиркай спичкой – огонь не сходит. Потому что идол благодати не имеет. Это всего лишь некая человеческая фантазия в союзе с диаволом и бесами.
Бог уже соделал Себе жилище. Это Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь. Он соделал Себе жилище и поселился в нем… в святом пророке Илии, в святом пророке Елисее и во всех нас – православных христианах. Чего же нам еще искать? Ревности Илииной. Ревности по Бозе. Имя Илия в переводе с еврейского означает «Господь мой Яхве (Сущий)». Это было смыслом жизни пророка. Это должно стать смыслом жизни каждого из нас: исповедание Живого Бога, жизнь в Нем и ежесекундное приближение к Нему, соединение с Ним.
Колесница Израиля и конница его вознесли пророка Илию. Но мы этот новозаветный Израиль и это наша конница, и Господь каждому из нас, как и пророку Илии, предуготовил место на небе по Вознесении Господнем подле себя. Нужно только начать этот путь веры – путь к живому и любящему Богу, создавшему для нашего спасения Церковь.
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (35) раз