Как должно совершаться Крещение: через полное погружение или через обливание?
Говоря о том, какая крещальная практика более правильная: через погружение или через обливание, стоит указать следующее. Во-первых, само слово «крещение» с греческого переводится как «погружение». Да и само Таинство символизирует собой смерть и новое рождение человека: смерть для греха и рождение во Христе. Так, святитель Василий Великий отмечает: «Вода представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб». Тела крещаемых в воде как бы погребаются: «В Нем (то есть во Христе. – Прим. авт.) вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11–12). Таким образом, мы видим, что Крещение именно через погружение более соответствует богословскому смыслу Таинства.
Но, с другой стороны, не всегда представляется возможным совершить Крещение через погружение, прежде всего, по причине отсутствия во многих храмах специальных помещений для такого крещения – баптистериев. При этом мы должны понимать, что действительность Таинства Крещения не зависит от количества воды, ведь главным условием является в первую очередь вера крещаемого (или восприемников) и желание изменить свою жизнь и впустить в нее Господа Иисуса Христа.
Так, в древних Патериках есть рассказы о том, как некоторые подвижники в пустыне за неимением воды крестили людей песком и при этом никто из святых отцов не заставлял этих христиан перекрещиваться полным погружением в воде. А из древних житий мучеников известно, что многие из них крестились кровью, то есть формально вообще не проходили Таинство Крещения, но их исповедание Христа даже до смерти само по себе было для них Крещением.
Святой апостол Павел говорит, что Новый Завет – это переход от ветхозаветной буквы, которая умерщвляет, к Духу, Который животворит (2 Кор. 3:6). Поэтому обрядоверие – это одно из заблуждений, оно вовсе не способствует росту Церкви, а наоборот – приостанавливает его. Мы должны помнить, что именно фарисейство, то есть исполнение чисто внешних обрядов в ущерб той цели, ради которой они, собственно, и были установлены, привело ветхозаветных «праведников» к отвержению Господа Иисуса Христа.
Преподаватель КДА Андрей Музольф
Православная Жизнь
Просмотрено (52) раз