Выбрать страницу

Свобода — в жизни по воле Божией. Слово на Преображение Господе

Свобода — в жизни по воле Божией. Слово на Преображение Господе

Господь Бог и пять человек находятся сегодня на Фаворской горе. И это центр всего мира, потому что там Господь Бог.

Но почему именно этих пятерых избрал Господь Бог для того, чтобы явить им свое Преображение, показать им тайну будущего века? Чем заслужили именно эти пятеро? Один Моисей, умерший и вызванный Господом из темниц смерти. Другой Илия, не вкусивший смерти и призванный Господом из царства Божьего, из совершенно другого мира. И наконец, апостолы Петр и два брата: Иаков и Иоанн.

 

По-видимому, так: если мы хотим сказать что-то самое важное и сокровенное, мы берем самых близких и доверенных людей. Тех, кому мы более всего доверяем. И здесь для нас важно понять, кто были ближайшие для Спасителя люди. И в истории — Моисей и Илия; и при Его земной жизни — эти трое. Почему именно этих апостолов Господь избрал, чтобы показать тайну своего Преображения, сделать соучастниками этой тайны.

В этих пяти людях мы чувствуем величайшую внутреннюю свободу. Именно свобода выбора, а не произвола. Внутренняя свобода, которая заслуживает всяческого уважения. Ведь если мы видим человека порабощенного страстями, зависимого от них, и который не борется с ними — к таким людям по-человечески мы относимся с жалостью, даже с пренебрежением.

Высокое же понимание свободы — познаете истину, и истина сделает вас свободными — это понимание свободы привносит сам Господь Иисус Христос. «Познайте меня. Я есть путь, и истина, и жизнь. И вы обретете свободу, следуя этим путем, живя этой жизнью, познавая все время эту истину».

А святитель Филарет Московский по поводу свободы сказал более земными словами: «Свобода это есть способность и возможность избрать и исполнить лучшее». Не просто делать, что хочешь, а увидеть это правильно и лучшее — волю Божию — и последовать ей.

И вот, все апостолы избрали и исполнили лучшее в своей жизни. Вспомним, как произошло их призвание. Господь встретился с ними, позвал их за собой. Призвал их сделаться ловцами человеков в Царство Небесное. Для блага людей стать со-трудниками самого Господа Бога в этой жизни, в управлении Его миром. И они оставили всё, и на этот призыв сделаться ловцами человеков, поучаствовать в деле Божием, пошли за Господом.

Так сделали Иаков и Иоанн. Недаром Господь назвал их сыновьями грома — такой пламенной решимостью они откликнулись на волю Божию. Мы даже не можем представить, чтобы они сказали: «Нет-нет, потом, через месяц, через два. Мы еще отдохнем после долгой рыбной ловли, а потом может быть и пойдем, сделаем Тебе одолжение». Даже в мысли нам не может такое прийти. Таковы были сыновья Заведеевы.

Таким порывистым искренним человеком, со всей страстностью своего сердца и желанием исполнить волю Божию, был и апостол Петр. Да, и он ошибался. И он как человек впадал в грех, в том числе в страшный грех отречения от Спасителя. Так же, как апостолы Иаков и Иоанн — они тоже по неразумию своему человеческому говорили Спасителю: «Сделай нас самыми близкими Твоими людьми, посади нас по левую и правую сторону в Царстве Небесном, чтобы мы царствовали с Тобою». Всё человеческое было им присуще.

Но было самое главное — решимость исполнить волю Божию. И именно поэтому они были абсолютно свободными — потому что могли выбрать и выбирали правильное в этой жизни. И даже когда апостол Петр увидел на Фаворе преобразившегося Спасителя, то, как один из святых отцов пишет, «в священном безумии» говорил: Господи, хорошо нам здесь быть. Разреши нам сделать три скинии здесь: одну Тебе, одну Моисею и одну Илие. Не понимая, что говорит.

Преображение Господа нашего Иисуса ХристаПреображение Господа нашего Иисуса Христа

И мы слышим голос Отца Небесного, который проговорил: «Его, Сына Моего возлюбленного, послушайте. Вслушивайтесь во всей жизни в Его волю и следуйте свободно за Ним». Господь избирает для Себя свободных делателей. Устраивает из нас людей, свободно выбирающих путь Божий, потому что мы можем согласиться, либо отказаться.

Господь Бог создал каждого из нас. В этом великом таинстве создания человека Богом приняли участие наши родители, наши предки. А вот в создании свободного существа, живущего по воле Божией, принимает участие Бог и человек. Богу не нужны роботы. Точно также не нужны люди, которые соглашаются исполнить Его волю нехотя. Бог любит доброхотного делателя.

Сей есть Сын мой возлюбленный, Того послушайте. Это вслушивание в волю Божию, которая является нам через обстоятельства жизни, через Священное Писание, через то, что благословляют нас священники, епископы, церковная иерархия. Вот это — важнейшее наше делание, разумное делание, с рассуждением. Важнейшее делание по созиданию в нас самих свободного человека. Только свободно идущий за Христом входит в Царство Небесное. Свободно идущий за Христом, и никто другой. На веревке или нехотя в Царство Небесное не войдешь.

Конечно, иногда страшно полагаться на еще не изведанное. И все мы это знаем по своему опыту. Недаром после того, как апостолы пришли в себя, после видения Преображения, Господь обратил к ним такие первые слова: Восстаньте и не бойтесь. Исполняйте заповедь Божию послушания Господу Иисусу Христу и обретете свободу в этом послушании. И ни в чем другом.

Человечество экспериментировало множество раз, в том числе и в Церкви. И мы сейчас экспериментируем с нашей свободой. И будем, к сожалению, по немощи своей, экспериментировать и дальше.

Но хотя бы в памяти, хотя бы в опыте Церкви и святых отцов нам надо непременно помнить: наше благо и наша истинная свобода, ведущая нас к соединению с Богом, в Царство Небесное — только в мудром рассудительном всежизненном послушании воле Божией. И в слышании этой воли Божией.

Тяжело ее услышать? Порой нелегко. Но для этого нам дан и разум, и Церковь, и опыт людей, которые рядом. Используем это всё, и Господь управит нас в Царство Небесное, к этой свободе. Потому что несмотря на все наши страхи Он рядом и говорит: не бойтесь. Если будет только в вас искренность и желание исполнить Мою волю, Я рядом с вами. Восстаньте, не бойтесь, Я вам помогу. Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Вот этой небоязливости, бесстрашия и решимости быть с Богом ждет от нас Господь.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Православие.Ru

Просмотрено (92) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »