Как исправить морально опустившегося человека
«О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» С такими словами горького укора обратился Господь к народу, узнав, что Его ученики не смогли исцелить беснующегося в новолуния отрока. Когда же ученики наедине стали спрашивать у Христа, почему они не могли изгнать беса, Иисус ответил, что из-за неверия. И добавил: «Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‟перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом» (см. Мф. 17:14–22).
Мы все тоже, братья и сестры, оказываемся в подобной ситуации, когда хотим кого-то исправить: родители – детей, начальники – подчинённых; или когда видим, как на наших глазах из-за какого-то пагубного пристрастия погибает близкий нам человек. Мы можем долго читать ему мораль, даже наказывать физически, но часто это все безуспешно. На какое-то время человек может остепениться, даже стать примерным христианином, но потом опять бросается в крайности.
Почему так бывает? Потому что мы забываем о самом главном: в том, что он таким стал, есть и большая доля нашей вины. Мы вольно или невольно подтолкнули его к такой жизни своими страстями: гордостью и самолюбием, невниманием и равнодушием, грубостью. И часто эти грехи мы за собой даже не замечаем.
Вот он – непутёвый, несчастный, слабовольный, неверующий – опустился на самое дно жизни, а я добрый, примерный и хороший. К сожалению, так думает 99% людей и верующих, и неверующих. А потому число горемык с каждым годом возрастает. Все чаще можно наблюдать, как некоторые из них с утра отчаянно ищут себе завтрак в мусорных баках. Кстати сказать, в равнодушии кроется основная причина того, что у нас в последнее время настолько продажные политики, что даже не побоялись развязать кровопролитную войну на Донбассе.
Сегодня, например, мы из-за занятости или по лени не поинтересовались, как дела у детей, как здоровье у родных и близких, не оказали им должного внимания, а может быть, даже подтолкнули или соблазнили на какой-то грех, обман, попирая голос совести, а завтра они уже никак не реагируют на наши слова увещания и пропускают их мимо ушей. Закон духовного бумеранга действует безупречно.
Но бывает и так, что родители слишком опекают своих детей, стараются дать им все самое лучшее, а результат – такой же. Это потому, что, заботясь о другом, на самом деле они лишь тешили свое самолюбие и гордыню, забывая о крестоношении, самоотвержении, забывая, что дети, хоть и рождены от них по плоти, по духу есть и всегда должны быть Божьими. То есть они не позаботились воспитать в них совестливость, не научили различать добро и зло и как последнему противостоять.
Христос Спаситель сказал, что сей род изгоняется молитвой и постом. Эти средства как раз помогают нам отвергнуться себя, своей самости, равнодушия, лени и соединиться в правде и любви с Богом и друг с другом.
Заканчивается евангельский рассказ пророческими словами: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (Мф. 17:22–23). Услышав это, ученики весьма опечалились. История – учитель жизни, но не все хотят усваивать ее уроки. Как тогда из-за зависти, равнодушия и страха большинства окружающих людей был распят Спаситель, так и сейчас многие люди погибают, опускаются на самое дно жизни по тем же причинам.
Дорогие братья и сестры, когда мы видим, что нас кто-то не слушается, что тот или иной человек стал несчастным, не будем спешить осудить его и вычеркнуть из своей жизни. В первую очередь осудим самих себя и спросим: что я сделал для него, чтобы он таким не стал, усугубим молитву и пост за этого человека и, насколько возможно, будем поддерживать его материально.
«Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать», – учит святой апостол Павел (Рим. 15:1). А преподобный старец Алексий Мечев, к которому за советами приходило очень много простых людей, наставлял: «Будьте теплом и светом для окружающих; старайтесь сперва согревать собою семью, трудитесь над этим, а потом эти труды вас так завлекут, что для вас уже узок будет круг семьи, и эти теплые лучи со временем будут захватывать все новых и новых людей, и круг, освещаемый вами, будет постепенно все увеличиваться и увеличиваться; так старайтесь, чтобы ваш светильник ярко горел». И еще старец советовал: «Мы должны ‟разгружать” друг друга: когда видим, что человеку тяжело, нужно подойти к нему, взять на себя его груз, облегчить, помочь, чем можно. Выслушивая других, мы берем на себя их груз. Ведь горе, рассказанное другому, – уже полгоря». Осталось научиться нам так поступать. Аминь!
Архимандрит Маркелл (Павук)
Православная Жизнь
Просмотрено (41) раз