Могут ли недоброжелатели мистически влиять на жизнь христианина?
Что делать верующему человеку, если ему желают зла, проклинают, наводят порчу? Как быть, если в жизни всё плохо? Как жить, если окружают только плохие люди? Отвечает священник Димитрий Паламарчук, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Доброполья.
В чьи руки себя вручаем?
Как интересно получается: мы постоянно ищем, на кого бы переложить ответственность за свою жизнь. Готовы переложить её на кого угодно: на Бога, дьявола, злых людей — всех, кроме самих себя. Почему-то неизменно забываем, что Бог создал нас свободными, и каждый поступок так или иначе отражается на нашей жизни.
Преподобный Марк Подвижник говорит, что Бог никого не наказывает. Утверждать обратное — богохульство. Бог положил духовные законы, следуя которым, мы соединяемся с ангелами света, нарушая — с ангелами тьмы. Мы сами вручаем себя в руки Богу или сатане. Как те или иные злые люди могут мистически повлиять на мою жизнь? Никак. С другой стороны — безусловно, грех каждого отдельного человека влияет на общее состояние человечества и всей планеты. Однако всевозможные порчи, наговоры, проклятия на жизнь конкретного человека повлиять не могут.
Всё плохо — или не так, как хочется?
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Если в моём сердце нет света, нет добра — о каком благе для себя или других я могу говорить? Другой аспект вопроса: очень часто то, что мы воспринимаем как зло или скорби, на самом деле — то, что мы получили не таким, как хотели. Ожидали одного, а получилось иначе, в итоге думаем, что всё не так. А ведь мы получили что-то, это обретение. Читая молитву «Отче наш», каждый день произносим: «Да будет воля Твоя!» — но не обращаем на эти слова внимания. Получаем, но воспринимаем полученное как зло или как не-благо. То же и со скорбями: скорбим не потому, что приходят скорби, а от негативного отношения к тем или иным ситуациям в нашей жизни.
Святые отцы скорбели не когда у них случались какие-то искушения или болезни, а когда их не было. Они мыслили примерно так: «Господи, Ты что, меня оставил? Я что, в Твоих глазах духовно умер? Разве в моём сердце не осталось заноз? Господи, помилуй мя, попробуй меня реанимировать!» Они благодарили Бога за всё, что происходило в их жизни: «Господи, благодарю, что меня лечишь!» Мы ведь не ропщем на врача, что назначает нам горькие пилюли или укладывает в стационар на пару недель. Так почему на Милостивого Бога ропщем?
Привычка жаловаться
Я не верю, что люди плохие. С каждым годом всё больше убеждаюсь, что все хорошие. Люди могут быть озлобленными на жизнь, обиженными кем-то, но они не злые. Большинство просто ничего не хочет. Работа плохая, платят мало, денег нет, дети не слушаются… Зачастую все жалуются. Рабочий на начальника: жадный, не ценит, мало платит. Начальник — на рабочих: ленивые, безразличные, только денег хотят. Мы все привыкаем плохо думать о том, что имеем, начиная с работы и заканчивая миром. Поддаёмся этой привычке, начинаем не своей головой думать, а ориентироваться на мнение окружающих. Потому и кажется, что наша жизнь плохая. Я в глубине души нормально отношусь к начальнику, и зарплата устраивает — иначе бы не работал, — но вслух буду жаловаться. Что хорошего может выйти из такого отношения к жизни?
У нас люди часто предпочитают жаловаться, потому что, когда всё хорошо, им страшно: а вдруг сглазят? А вдруг утратится имеющееся? Когда в жизни всё отлично, мы забываем о самом главном: поблагодарить.
Что ставим в центр своей жизни?
Благодарить надо за всё, во всём видеть мудрость Божию — и жизнь постепенно изменится. На неё ведь можно смотреть по-разному, главное — изменить себя. Всё в нашей голове. Если мы верим, что Бог есть любовь, то понимаем: Он нам вообще никакого зла сделать не может. Господь — Миродержитель, Он управляет миром, а не дьявол, тайные общества, масоны или кто-то ещё. Просто некоторые люди сознательно ищут зло, сатанинские козни, признаки конца света и прочее подобное. Называют себя христианами, но в центре их жизни не Христос, а Его противник. К преподобному Паисию Святогорцу приходили и говорили: «Геронда, давайте поговорим об антихристе», — на что он отвечал: «Давайте лучше поговорим о Христе!» Почему секты так легко наполняются людьми? — потому что там говорят: «Приходи к нам, мы дадим тебе тайное знание!» А что ещё может привлечь человека, если не возможность быть причастным к тайне? Наш благочинный, протоиерей Леонид Доценко, рассказывал: перед крещением проводил беседу, сказал, что крещение — это таинство, а ему один из крёстных отвечает: «Что вы такое говорите? Какое таинство, если о нём все знают?»
Жизнь человеку портят не люди, а его страхи и гордыня, из-за которой он стремится к тайным знаниям. И получается: чтобы ребёнок не писался, надо его причастить, а потом «пронести три раза через ярмо». Всё пройдёт. Думаете, где можно услышать такой совет? — в храме православном. Одна бабушка верующая давала такой совет молодым родителям. Представляете, до чего порой доходит?
Хочется верить, что скоро все околоцерковные предрассудки и выдумки будут искоренены, потому что в храм приходят люди, которые интересуются своей верой, хотят узнать о ней новое, разобраться в непонятном. Суеверия типа «нельзя есть яблоки до Спаса» постепенно уйдут в небытие, и вера будет жить у людей не только в сердце, но и в уме.
Священник Димитрий Паламарчук
Беседовала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (52) раз