Выбрать страницу

Почему неблагодарность разрушает жизнь?

Фото: gorlovka-eparhia.comСовсем недавно с радостью принимал помощь, и вдруг ловишь себя на мысли: «Не такое уж благодеяние всё то, что для меня делают». Чем опасен такой симптом? Как распознать неблагодарность? Помог разобраться протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.

Благодарность, как правило, воспитывают в детях добрые родители. Они учат их благодарить за имеющееся: за тёплую постель, вкусную еду, удобную одежду — причём благодарить прежде всего Бога. Благодарный ребёнок растёт чистым и светлым человеком. Однако многие люди с возрастом перестают испытывать благодарность, потому что привыкают безгранично пользоваться любовью Бога и родителей, теряют способность расценивать чужие жертвенность и заботу как дар, они для них — как нечто должное и само собой разумеющееся. Человек становится заложником дьявольской пропаганды, в итоге искажённое восприятие действительности ему обеспечено. Даже благодетели становятся в его глазах должниками. Ему кажется, что все обязаны служить ему, почитать, обеспечивать. Человек становится эгоистом. Думает только о себе, в центре его вселенной — он сам. Эгоисты перестают замечать окружающих: собственные проблемы, неудачи, беды и нужды затмевают для них всё. Конечно же, жить так — страшно, и неблагодарные люди очень несчастны.

Меня всегда поражало, что в периоды экономических кризисов неизбежно увеличивается число самоубийств. Новости посмотришь — то один из окна выбросился, то другой застрелился. Я не мог понять: неужели этим людям действительно нечего есть и негде жить? А потом пришло понимание, что они просто не умеют быть благодарными. Думают о себе, своём бизнесе, достатке, но совершенно не умеют благодарить Бога.

Мне вспоминается евангельская притча о богаче. «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).

Это притча о неблагодарности, ведь богач не благодарит Бога за свои богатства. Святитель Феофилакт Болгарский пишет: «„Хлеб мой и всё добро моё“ — ещё одно безумие богача: он не считает их даром от Бога, а считает их плодом собственных трудов. Я, — говорит, — не имею никакого сообщника, не буду ни с кем делиться. Всё это добро — не Божие, а моё, поэтому я один буду и наслаждаться им, а Бога не приму участником в наслаждении им». Обратите внимание, сколько раз в речах богача звучит слово «моё». Перед нами эгоист, который видит во всём только себя и не умеет благодарить за то, что имеет.

Мы живём в тяжёлое время: за окнами — война и разруха. Многие спрашивают: за что нам быть благодарными? Я всегда говорю: чтобы это понять, нужно обратить внимание на то, как живут окружающие. Да, нам сейчас непросто, но ведь у большинства есть, где спать, что есть и во что одеваться. А в Африке у детей нет самой обычной воды, они пьют грязную, после чего болеют и даже умирают. Как же не благодарить Бога за то, что мы можем пить, вкусно есть, любоваться природой? Проблема неблагодарных в том, что они перестают видеть мир как творение Божие и сосредоточены только на себе. Они сами делают свою жизнь несчастной.

Нужно благодарить Бога и близких за всё, что имеем. Привыкая получать, человек воспринимает многое как данность и должное. Есть старый анекдот: один добрый христианин взял на себя обязательство помогать нищему. Каждый день, проходя мимо, он подавал ему монетку. Это продолжалось долгое время, но однажды этот человек поехал отдыхать с женой. По возвращении он встретил нищего и по привычке дал ему монетку. «Где ты был так долго?» — спросил нищий. «Отдыхал с женой», — ответил мужчина. «Я всё могу понять, — сказал нищий, — но развлекаться за мой счёт тебе не позволю!» Сначала люди благодарны за помощь, а потом она становиться для них привычной данностью, и благодарность уходит. Причём так случается не только с кем-то абстрактным, но и с близкими людьми. Например, начинает человек помогать более бедному родственнику, тот сначала благодарен, а после вдруг оказывается обиженным: «Почему ты мне не оказываешь помощь, я же бедный!» В человеке просыпается гордыня, которая питает его претензии.

Когда в наш город стали привозить гуманитарную помощь, люди поначалу были благодарны. А потом, когда привыкли к ней, начался ропот: «почему не дали», «почему мало дали», «почему тушёнка не та, а эта». Но ведь вам никто не должен, братцы, люди помогают от чистого сердца. Откуда претензии? Да, вам сочувствуют, покупают, присылают — а благодарности ноль. Человека одолевают избалованность и гордость, по его мнению, ему все должны. На самом же деле никто ему ничего не должен.

Замечу, что точно так же многие люди общаются и с Богом. Сколько раз доводилось слышать: «Я в храм приходил, молился, а Бог мне не дал просимого!» Давайте не будем расценивать Бога как какую-то машину по исполнению желаний. Я хочу новое авто, хорошую работу, большую квартиру, и Бог обязан мне это дать — я ведь пошёл, свечки в храме поставил. А как насчёт того, что Он даровал тебе ребёнка, здоровье, возможность жить на этом свете? — нет, люди не благодарят за это. Они буквально зациклены на себе, не видят, что происходит вокруг. Благодарный видит горе и беды других, он готов помочь не ради благодарности или похвалы, а от чистого сердца, мир его наполнен красками. У эгоиста он серый, под цвет души.

От неблагодарности развиваются не только эгоизм и гордыня, но и лень, и зависть. Если мне все обязаны — зачем напрягаться, преодолевать, прогрессировать? Мне должны — вот и буду ждать, когда принесут. Не несут? — ну конечно, кому важны чужие проблемы… И так до бесконечности. В итоге человек разрушает сам себя. Общаться с таким невероятно тяжело, потому и отношения с окружающими у неблагодарного неизбежно портятся. В итоге жизнь его рушится, и спасти её может только серьёзная работа над собой.

Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (39) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы