О чём мы просим в молитве «Отче наш»?
Как часто мы говорим о чём-то: «Знаю как „Отче наш“»! Но действительно ли мы знаем самую известную христианскую молитву? Понимаем ли, что стоит за знакомыми словами? О чём мы молимся? Над нашими вопросами размышлял священник Олег Черниченко, настоятель храма вмч. Димитрия Солунского п. Мироновский.
Когда я начал размышлять над темой, то осознал, что молитва «Отче наш» — самая распространённая, но и самая недооценённая христианами. Самая известная — в том плане, что её все знают наизусть, — и самая неизвестная, потому что мало кто понимает, о чём она на самом деле.
Каждому священнику регулярно доводится слышать: «Батюшка, у нас проблемы, всё плохо, подскажите, как молиться, какую молитву читать?» Пытаешься начать с основ и спрашиваешь: «А вы знаете молитву „Отче наш“?» — и люди отвечают: «Ну конечно, мы же крещёные, православные! Но, может, вы что-нибудь другое подскажете — акафист или канон какой-нибудь?» Такая ситуация, не совсем правильная и даже досадная, говорит о том, что человек молитву выучил, но не задумывается, о чём она. Соответственно, он не спешит к Богу именно этими словами обращаться.
Чтобы понять, о чём эта молитва, за исходную точку наших размышлений надо принять её происхождение. «Отче наш» — это Господня молитва, а не труд интеллектуальных или духовных усилий каких-то людей. Это именно откровение Божие: Сам Господь открыл её нам. Вот как об этом повествуется в Евангелии:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Лк. 11:1- 4).
Молитва не случайно начинается словами «Отче наш»: Христос приоткрывает тайну общения между Собой и Отцом — тайну внутрибожественного диалога, диалога любви. Он постоянно присущ Пресвятой Троице, потому что любящие не могут не общаться. Это главное, что нам открывает молитва вообще: если есть любовь, взаимоотношения, то невозможно не общаться. Исходя из этого, мы можем задать себе вопрос: какое общение может быть самым искренним, чистым, доверительным? Конечно, это общение между детьми и родителями. Именно это первым открывается в молитве «Отче наш»: Христос показывает, как Он, будучи Сыном, обращается к Отцу, и тому же учит учеников Своих. Таким образом Он Своих учеников — в том числе и нас — ставит на одну ступень с Собой: Я так общаюсь с Отцом, и у вас есть такая же возможность общаться с Ним.
Ещё эта молитва — образец, даже идеал того, каким должно быть отношение человека к Богу. Все остальные молитвы — это уже опыт осмысления молитвы Господней. Один современный священник и проповедник заметил, что молитва «Отче наш» — это сокращённое Евангелие. Я согласен с такой точкой зрения. Тот, кто не понял, о чём эта молитва, не понял Евангелие — и наоборот: тот, кто не понял Евангелие или никогда не открывал его, не поймёт, о чём молится, даже если выучил слова наизусть.
Евангелие — это не просто нравственный кодекс или моральное учение, как сейчас принято рассуждать. К слову, в молитве «Отче наш» о нравственности почти ничего не сказано, разве что слова о прощении долгов. Все остальные прошения — о том, чтобы Царство Божие — мир Божественной любви, милосердия, благости — вошло в наш мир — падший, греховный, далеко не идеальный. О том, чтобы воля Божия — апостол Павел называл её «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2) — соединилась с нашей волей — тоже далеко не идеальной и порой не способной ни к чему доброму. Чтобы мир Божественный соединился с миром человеческим. Это красная нить молитвы «Отче наш».
В христианском богословии есть такое утверждение: «закон молитвы есть закон веры» (лат. lex orandi lex est credendi). То есть, как ты молишься, так и веришь. Это утверждение подчёркивает, что в молитве открывается внутренний мир человека. По тому, как он молится, можно сказать, как он верит, смотрит на Бога, самого себя, свои отношения с Ним. Молитва «Отче наш», данная Христом, в некоторой мере отражает внутренний мир Самого Христа. Для нас всех Христос — это образец, идеал, икона, которую мы в себе должны воплотить. В Нём Божество и человечество соединены без конфликта. То же должно быть и в нас. Поэтому «Отче наш» — это не просто одна из молитв в молитвослове, но возможность подражать Христу, смотреть, чем Он живёт, чтобы перенять это в свою жизнь. Об этом ещё апостол Павел писал: «…в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе» (Флп. 2:5), — то есть те же переживания, настроения, те же чувства. Молитва «Отче наш» — это зеркало, в которое мы должны смотреть, перенося Божественную суть отношений между Сыном и Отцом на нашу жизнь, на отношения между нами и Богом.
Священник Олег Черниченко
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (45) раз