Выбрать страницу

Ленивые вопросы: можно ли просто не трудиться?

Фото: Thomas TolkienПоиск работы связан не только с практическими задачами типа выбора организации и написания резюме, но и с поиском ответов на, казалось бы, отвлеченные вопросы: а почему вообще человек обязан трудиться, в чем христиане видят смысл работы в целом? Однако вопросы эти кажутся отвлеченными лишь на первый взгляд, ведь именно они определяют нашу мотивацию, целеполагание, формируют критерий душеполезности работы, весь смысл нашей трудовой жизни.

Почему человек вообще обязан работать? За что ему такое наказание?

В церковнославянском языке слово труд — одно из обозначений болезни, страдания.

И это вполне соответствует библейскому пониманию труда. Согласно христианскому вероучению, необходимость трудиться в поте лица своего, как и связь труда со страданием, стала для человека прямым следствием грехопадения. Это, конечно, вовсе не означает, будто человек был создан Богом для блаженного безделья. Жизнь того, кто создан по подобию Творца, должна была стать неразрывно связанной с деятельностью: И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его (Быт 2:15). О том, что же означают эти слова — возделывать райский сад, — Максим Исповедник пишет так: человек должен был «…соединить рай и прочую землю святостью своей жизни». Необходимым условием для этого было отсутствие у него «пристрастия к какой-либо из частей земли». Говоря проще, сотворенный человек, постепенно расширяя пространство Едемского сада, был должен всю нашу планету превратить в рай. Задача, что и говорить, масштабная, бездельникам она явно не под силу. Однако то творческое участие в преобразовании лица Земли, к которому первые люди были призваны Богом, не предполагало каких-либо болезненных проявлений. Это была чистая радость свободного творчества, для которой и само слово «труд» не очень подходит.

Труд в современном его понимании вошел в жизнь человека, лишь когда тот отпал от своего Создателя, решив жить по собственной воле. И тут человек сразу же столкнулся с необходимостью в поте лица возделывать землю, которая стала взращивать ему сорняки вместо злаков и вместо радости питать его скорбью. Бог предоставил ему все блага этого мира даром, сделал его Своим наместником на Земле, подчинил ему всех животных и все стихии. Но после грехопадения человек оказался вынужден прилагать огромные усилия для добычи мизерных крупиц этого отвергнутого им Божьего дара. Так появился труд.

Правда, что с христианской точки зрения работа не должна в принципе приносить удовольствия, чтобы в поте лица душа закалялась?

С христианской точки зрения в таком вопросе неправильно было бы противопоставлять закалку души в труде удовольствию от трудовой деятельности. Две эти стороны трудовой деятельности могут вполне мирно сосуществовать, ничуть не мешая друг другу. Дело в том, что отнюдь не один только труд оказался в деятельной жизни человека следствием грехопадения. Любому школьнику известно, что противоположностью труду является лень. Это тихое зло столь незаметно, что обратить на него внимание получается далеко не всегда, хотя в каждом из нас оно неотлучно присутствует с самого момента нашего рождения.

Как уже было сказано, любой труд является результатом отпадения человека от Бога. Даже молитвенный труд святых — прямое следствие этой метафизической катастрофы, когда самое естественное для человека занятие — общение со своим Создателем — вдруг оказалось сопряженным с болезненным усилием и преодолением в себе какого-то темного, косного начала — лени. Но если последовательно развивать мысль об отпадении людей от Бога, то с неизбежностью придется признать: этим темным началом в человеке является смерть. Лень — не что иное, как стремление к распаду, к необратимому рассеянию энергии, к полному прекращению всяких процессов в человеческом теле и душе. Лень — это умирание, образ смерти, пропитывающий каждую секунду жизни человека. Ее идеал — постепенное уподобление человека сначала животному, а затем и неживой органике, жалкой куче гниющего мяса.

Но в то же время в любом из нас присутствует некое отрицательное отношение к собственной лени, интуитивное восприятие ее как распада, медленного сползания в бездну. И единственным средством, позволяющим нам преодолеть этот позор добровольного сползания к смерти, является труд.

Поэтому закалка своей души трудом — это противостояние смерти. А удовольствие от проделанной работы — это радость возвращения к жизни, к активной деятельности.

Разве не мешает работа духовному росту? Много ли святых работали в нашем понимании этого слова?

Тут все зависит от того, как понимать слово «работа». Если говорить о работе как о необходимости ежедневно приходить в офис и выполнять там поручения руководства, то вряд ли мы найдем в истории Церкви много святых с такой биографией. Но если говорить о связи молитвенной жизни святых и какой-либо трудовой деятельности, то здесь ответ будет вполне однозначным: абсолютно все святые считали труд необходимым дополнением к молитве. Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Вообще, у святых людей время разделено было между богомыслием и трудолюбием. Первым правилом их было питаться не от чужих, а от собственных трудов. Труда сего при всей скудости их внешнего состояния хватало им даже на то, чтобы помогать ближним, питать алчущих, одевать нагих и искупать пленных».

Хотя необходимо заметить, что на определенных этапах духовного роста работа действительно начинала мешать святым. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом так:
«Блажен, кто… пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым».

Работа мешала усовершившимся в молитве безмолвникам-аскетам. Но если мы попытаемся примерить на себя их опыт, то неизбежно придется признать: именно мы как раз и являемся теми не­имущими и малодушными, для которых работа служит некой подпоркой в духовной жизни. И отношение к работе в нашей жизни можно уложить в простую норму христианского благочестия: человеку следует самому зарабатывать себе пропитание. Без исполнения этого правила любые разговоры о духовном росте окажутся безосновательными.

Какие виды работы Церковь запрещает?

В соборном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано: «Церковь благословляет всякий труд, направленный ко благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам. В притчах Господь наш Иисус Христос постоянно упоминает о разных профессиях, не выделяя ни одну из них. Он говорит о труде сеятеля (Мк 4:3–9), слуг и домоправителя (Лк 12:42–48), купца и рыбаков (Мф 13:47–48), управителя и работников в винограднике (Мф 20:1–16). Однако современность породила развитие целой индустрии, специально направленной на пропаганду порока и греха, удовлетворение пагубных страстей и привычек, таких, как пьянство, наркомания, блуд и прелюбодеяние. Церковь свидетельствует о греховности участия в такой деятельности, поскольку она развращает не только трудящегося, но и общество в целом».

Понятно, что монтаж или тиражирование порнофильмов, торговля наркотиками (пускай даже и не подпадающими под действие закона), работа в стриптизе или в сфере «интимных услуг» — все это с точки зрения Церкви абсолютно недопустимо для христианина. Причем совершенно неважно, какую функцию человек выполняет в такой греховной работе — фасует «спайсы», размещает их рекламу в Интернете или торгует ими на улице; занимается ли проституцией, организует этот «бизнес» или просто — работает охранником в борделе. Всё это виды работы, за которые человек не должен браться, если считает себя христианином.

Действительно ли Церковь считает лень, нежелание работать грехом?

Да, это действительно так. Святитель Тихон Задонский пишет: «Праздность, или удаление от трудов, или леность, есть сама по себе грех, ибо противна заповеди Божией, которая велит нам в поте лица нашего есть хлеб наш. Еще праотцу нашему Адаму сказано Богом: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт 3:19), а это повеление и нас, сынов его, касается. А святой апостол и есть тому запрещает, кто не хочет трудиться: Если кто не хочет работать, тот пусть и не ест (2 Фес 3:10). Следовательно, в праздности живущие и чужими трудами питающиеся непрестанно грешат; и до тех пор грешить не перестанут, пока в благословенные труды не отдадут себя. Из этого исключаются немощные и престарелые, которые хотя бы и хотели трудиться, но не могут».

Вера без дел мертва. Но точно так же мертвы без дел и дружба, и любовь, и умственные способности человека, и самые благие его намерения.

Ты умен? — приложи свой ум к какому-то доброму делу. Ты дружишь? — узнай, как идут дела у твоего друга и помоги ему, если он нуждается в твоей помощи. Ты любишь? — сделай хотя бы что-нибудь ради любимого, начни перестраивать свое бытие сообразно этой любви. И не смущайся тем, что все это потребует от тебя труда, усилий и даже страданий. В своем нынешнем состоянии человек может оставаться человеком лишь через эти осознанные усилия по преодолению в себе лени и косности — ядовитых семян, внесенных в наше естество грехопадением первых людей.

Есть ли у святых отцов и современных духовников какие-то советы, касающиеся отношения к труду и того, как искать работу?

Мнение святых в этом вопросе вполне очевидно и однозначно: к труду нужно относиться как к лекарству от лени и уныния, а также как к средству для добычи пропитания себе и нашей помощи тем, кто в ней нуждается. А для того чтобы найти себе работу, необходимо соблюсти главное условие — нужно ее искать. В народе говорят «У Бога — всего много». И найти работу тоже помогает человеку Господь. Но помогает Он лишь тому, кто сам прикладывает какие-то усилия к такому поиску. Что же касается того, какая именно будет эта работа, то с христианской точки зрения это не так уж важно. Достаточно того, чтобы она не была греховным делом и чтобы к ней лежала душа. Потому что работа не является для христиан главным делом их жизни. Вот что писал об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «Воля Божия о нас та, чтобы мы, живя на земле, научились познавать Бога и с радостью и желанием следовать воле Божией — единственной спасительной и наполняющей жизнь истинным содержанием.

А человек может делать любую работу от самой ничтожной до самой великой и спасаться этим или погибать».

Ткаченко Александр, психолог
Журнал Фома

Просмотрено (46) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »