Выбрать страницу

Завещание прп. Силуана Афонского и один важный совет

Прп. Силуан АфонскийСреди поучительных строк афонского старца есть особые послания-завещания ищущим истину, желающим спастись, обрести молитвенный настрой. О главных словах прп. Силуана Афонского – митрополит Антоний (Паканич).

Искушение змием

Прп. Силуан Афонский родился в 1866 году в селе Шовском Тамбовской губернии в простой крестьянской семье. Семья жила бедно, но благочестиво: помогали нуждающимся, делились последним. Трудолюбие, любовь к Богу, православным традициям, церковным службам были привиты детям с младенчества.

Святой Силуан рано начал помышлять о монашестве, желал поступить в Киево-Печерскую Лавру. Но отец посоветовал сыну подумать, не спешить с таким судьбоносным решением и предложил пока определиться на воинскую службу. Юноша отложил свои планы и послушался родителей.

Воинская служба увлекла молодого человека и принесла мирские соблазны, искушения, а вскоре и вовсе затянула, что уже никто и не вспоминал о монашестве, пока Господь Сам не вразумил святого.

Однажды, возвратясь домой после особенно шумного гулянья, юноша задремал, ему приснился сон, который ужаснул его и повлиял на дальнейшую жизнь. Он увидел себя как бы извне и наблюдал, как в него проникал омерзительный змий, желая поглотить всего.

Ощутив ужас, молодой человек проснулся и услышал незнакомый голос. Пресвятая Богородица явилась прп. Силуану и вразумляла его, объясняя, что как ему было неприятно смотреть на свое поглощение отвратительным змием, так и Ей невыносимо смотреть на его греховную жизнь.

Будущий старец сердечно раскаялся, поблагодарил Царицу Небесную и вновь загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью. По окончании военной службы он отправился на Святую Гору Афон, где  поступил в Русскую Пантелеимонову обитель.

Главные слова

Всей своей жизнью прп. Силуан проповедовал, что Бог есть беспредельная любовь, которая познается только Духом Святым. Слова святого просты, кротки и ласковы, но при этом захватывают своей убедительностью, возрождают душу, высвобождают ее из плена лукавых духов, действуют на нее исцеляюще:

«…Веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах, и в моей душе.
Дух Святой есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святой на земле в душах, любящих Бога.
В Духе Святом все небеса видят землю, и слышат наши молитвы, и приносят их Богу».

Главное свидетельство жизни святого заключалось в утверждении, что невозможно познание Бога, Его тайн тому, в ком нет любви к врагам. Он считал любовь к врагам главным условием приближения к Богу, а самих врагов – подарком свыше, для того чтобы мы могли благодаря им внутренне преобразиться и переродиться:

«Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией»;
«Если будем любить врагов, то в душе не будет места для гордости».

Все слова старца имеют исключительную силу и значение. Они неотразимо убедительны. Возможно, именно из-за их незамысловатости его душевные излияния сравнивают со стихами псалмов, где простыми словами говорится о величии Бога, смиренно победившего в человеческом сердце. Тепло и сердечно рассуждает святой о Христовом смирении как о неописуемой радости:

«Смиренной душе Господь открывает тайны Свои.
О, Христово смирение; оно дает душе неописуемую радость в Боге, и от любви Божией душа забывает и землю и небо, и вся желанно стремится к Богу.

О, Христово смирение, как оно сладко и приятно. Оно только в Ангелах и святых душах обретается, а мы должны считать себя хуже всех, и тогда Господь даст и нам познать Христово смирение Духом Святым.

Господь, и слава Его, и все небесное познается только Духом Святым»;

«Научиться Христову смирению – есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим»;

«Кто смирил себя, тот победил врагов».

Святой с умилением и детским восхищением говорит о Божией любви в письмах, поучает держаться Церкви как хранительницы Божией благодати:

«О, братья, прошу вас и умоляю от лица Божьего милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие – внутри нас; любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познавши любовь Божию, оставили свои престолы».

«Господь любит человека, и благодать Его будет в Церкви до времени Страшного Суда также, как была она в прежние времена».

Выросши на природе, святой по-особенному чувствовал ее  силу и красоту, но, кроме земной красоты, он остро ощущал Божью красоту, был пленен ею и стремился к ней всем своим существом:

«С детства я любил мир и красоту его. Любил я рощи и зеленые сады, любил я поля и весь свет Божий, как он красиво создан. Любил я смотреть на светлые облака, как несутся они в голубой высоте. Но с тех пор, как познал я Господа моего, и Он пленил душу мою, все изменилось в душе моей, и я уже не хочу смотреть на этот мир, но душа моя непрестанно влечется в тот мир, где живет Господь. Как птица в клетке, так томится душа моя на земле. Как птица желает и рвется улететь из тесной клетки в зеленую рощу, так душа моя влечется снова увидеть Господа, ибо Он привлек душу мою, и она скучает по Нему и зовет:
Где Ты обитаешь, Свете мой? Ты видишь – я слезно ищу Тебя».

Среди поучительных строк святого старца есть особые послания-завещания ищущим истину, желающим спастись, обрести молитвенный настрой. Прислушаемся к его словам о духовной жизни:

«Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержен: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце».

И еще один очень важный совет:

«Что надо делать, чтобы иметь мир в душе и теле?
Для этого надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти.
Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией, и желает быть со всеми в мире и всех любить».

Преподобный Силуан Афонский отошел ко Господу 24 сентября 1938 года и был канонизирован 26 ноября 1987 года. Он один из величайших святых XX века. Сокровенный духовный опыт старца, его переживания, запечатленные в сочинениях, показывают глубокое познание высочайших духовных истин и свидетельствуют о богообщении, которому святой сподобился при жизни. Это уникальнейший и бесценнейший пример, новая высота для подражания.

Молитвами прп. Силуана Афонского будем и мы расширять свои духовные горизонты, очищая душу от всего, мешающего спасению, в первую очередь от гордости, ибо, по слову святого старца, «гордость не дает душе вступить на путь веры».

Пусть Господь укрепит нас в этом, дарует силы, терпение, вдохновение! Однако важно помнить, что без наших усилий, заключающихся в соблюдении заповедей, в последовательной борьбе со страстями, в терпеливом стяжании добродетелей, Господь не сможет сдвинуть нас с места. Спасение – это плод синергии человеческого подвига и Божественной благодати.

Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь

Просмотрено (37) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

25 июня - Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— супруга Великого князя Михаила Тверского, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

25 июня — Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской далее »

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »