Уроки святого Иоанна Богослова: как научиться правильно любить?
9 октября по новому стилю мы празднуем день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – его преставление, т. е. смерть, блаженную кончину праведника.
Святого Иоанна называют апостолом любви. Именно о любви этот апостол так много писал, говорил, пребывать в любви он завещал и своим ученикам, и всем православным христианам. Этой добродетелью евангелист и сам был напоен, наполнен, как некий драгоценный сосуд до краев. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов стал проводником в мир Божественной любви.
Поэтому в данной статье мы с Божьей помощью поговорим о любви…
Что же такое любовь? Каковы ее признаки? В чем она состоит? Люди так много о ней говорят, но никто толком не может дать определения.
Тем не менее определение любви смог дать святой Иоанн Богослов.
Вот оно: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).
Т. е. Бог есть любовь. Так дерзнул написать святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Конечно, потому что ему это было открыто Духом Святым. Вспомним: символ евангелиста – орел, птица, которая стремится в высоту – в духовное Небо. Вспомним свидетельство о Боге Самого Спасителя: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). А если Бог есть дух и Бог есть любовь, значит, любовь не земна и не материальна. Она не эротична, не плотяна и не страстна, как многие думают. Любовь духовна.
А значит мотивация «Я разлюбил (разлюбила)» не подходит. Она попросту невозможна. Потому что разлюбить нельзя, невозможно.
Какие же главные признаки любви?
На этот вопрос отвечает Господь наш Иисус Христос с предельной ясностью: «Иисус сказал ему: ‟возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ‟возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).
Это две составляющие любви. И здесь кроется прекрасный очень глубокий парадокс…
Во-первых, с чего начинается любовь? Ее начало, так сказать, первый шаг в любви. Об этом очень хорошо говорит святитель Феофан Затворник: «…Истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий». Вот первый шаг в любви: вера в Господа нашего Иисуса Христа. С этого старта начинается путь к истинной любви.
Далее святитель пишет: «…Вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять».
И здесь начинается во-вторых…
Вторая половина заповеди Божией о любви: нужно возлюбить другого человека, как самого себя. Почему же?
1. Любой человек – это образ и подобие Божие.
2. Любой человек – наши брат или сестра, ведь все мы произошли от единого корня – святых праотцев Адама и Евы.
3. Любой православный христианин – это живой храм Божий, вместилище Святого Духа.
4. Вместе все православные христиане являются членами Тела Христова (Церкви). Они составляют единое Тело Христово. Потому совершать или чувствовать зло по отношению к своему ближнему – примерно то же, что рубить топором по собственной руке.
«А как же любить тяжких грешников?» – часто спрашивают у священника.
Ответ также очень прост. Его дают святые отцы: «Грех ненавидь, а человека люби». Почитай человека больным, а не врагом. Его люби, а грех его и свой ненавидь.
Заповедь Христову о любви к ближнему, как к самому себе очень хорошо иллюстрирует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).
Т. е. вот твое мерило любви к Богу, данное Возлюбленным учеником Христа. Если ты не любишь брата своего, ближнего своего, то не любишь и Бога. Если ты испытываешь раздражение, обиду, злобу, ненависть или ярость к любому человеку на Земле, то ты уже не с Богом. Потому что Он любит всех людей. И дожди посылает на всех, и воздух, и кормит, и поит, и питает, и греет всех. И ждет от всех покаяния. И желает всем спасения!
Так и мы будем с Божьей помощью поступать, дорогие, возлюбленные во Христе братья и сестры.
Святой апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь
Просмотрено (40) раз