Покров Пресвятой Богородицы. И Христа кутали в пледик, обнимали и защищали – не легионы ангелов, а тоненькие девичьи ручки | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Покров Пресвятой Богородицы. И Христа кутали в пледик, обнимали и защищали – не легионы ангелов, а тоненькие девичьи ручки

Покров Пресвятой Богородицы. И Христа кутали в пледик, обнимали и защищали – не легионы ангелов, а тоненькие девичьи ручки

Зима наступает, земля покроется белым одеялом, а кто лучше укутает ребеночка, как не Мама?

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как известно, особенно сильно почитается в России. Как-то уже так повелось, что мы свою землю считаем «уделом Матери Божией» – и не на пустом месте, не от «национальной гордости», а от глубокого благоговения и благодарности. Сколько раз после молитвы перед Ее образом, после Ее чудесных явлений, в Ее праздники одерживали военные победы, снимали осаду, гнали неприятеля от городов и сел. Смоленская, Владимирская, Казанская – ну и Покров, конечно.

С середины XVII века Покров считается праздником казачьим, связывают его с «азовским сидением» – противостоянием Донского войска и османского. Османы положили пятьдесят, если не семьдесят, тысяч человек против малочисленного казачьего гарнизона. Они были полностью деморализованы явно превосходящими моральными силами казаков и в какой-то момент попросту отступили. Измотанные казаки врагов нагнали и побили. Дело было осенью 1641 года.

Но странная эта связь, более чем странная. Во-первых, бегство и решающая битва с турками произошла не 1 октября (дата праздника по старому стилю), а 26 сентября. Во-вторых, город в итоге все равно пришлось оставить – Земский собор решил, что игра не стоит свеч. В-третьих, во время осады жители Азова видели и Богородицу, и Иоанна Предтечу (а началась она в день Рождества Иоанна Предтечи, так что логичнее было бы с именем этого святого ассоциировать казачью победу).

Короче говоря, почитание Покрова Божией Матери на самом деле никак с ратными подвигами не связано. Может, даже все наоборот было. Уходил казак из Азова по высочайшему решению, сжигал остатки укреплений, плакал по-мужски. Он в том Азове во время осады жену да детей схоронил, товарищей кровь оставил, а Собор решил – куда против него? И никого-то у казака не осталось – одна Матерь Божья его утешать будет.

Другое народное описание праздника – вовсе даже не через воинскую доблесть, а через первый снег. Действительно, где-то в начале – середине октября он и ложится. Все понятно: сельскохозяйственные работы закончены (тоже, кстати, к Богородичному празднику – Ее Рождеству), а население у нас преимущественно крестьянское раньше было. Зима наступает, земля кутается в белое одеяло, а кто лучше укутает ребеночка, как не Мама? Это и не только крестьянину понятно.

И мы дети Божией Матери, вот Она и нас укрыла пледиком, носики утерла, колыбельную пропела. Вот он – Покров.

И снег, сохраняющий хлеб от мороза, и вообще гарантии какие-то на завтрашний день. Только на Нее надеемся.

Вообще-то такое детское, даже младенческое отношение к Богородице – не чисто русское явление. Кто был хоть раз на любых празднованиях в честь Девы Марии в Европе – поймет. Да достаточно «Ночи Кабирии» Феллини посмотреть – как совершенно не похожая на нашу религиозную Соню Мармеладову ничем, кроме образа жизни и рода занятий, героиня молится Мадонне!

Иногда можно услышать скепсис относительно почитания святых, начиная с Божией Матери: дескать, Богу молиться тяжело, вот и ищем себе «суррогаты», что попроще и попонятнее. Ищем – да. Попроще – да. Но не «суррогаты». Просто это естественно. Почти все мы, кто больше, кто меньше, недополучили родительской любви. У кого-то мамы ушли раньше, чем хотелось, кто-то упустил какое-то важное мгновение в детстве. А дефицит родительской любви переживается очень по-человечески – в нем нет ничего специфически духовного.

Просто быть человеком – это значит сначала быть ребенком, причем именно маминым ребенком. Вот и добираем, чего не хватило.

Вряд ли Господь это считает «суррогатом». Он нас такими придумал – чтоб друг от друга рождались. Да и Сам не по веревочной лестнице с облаков спустился, а по Лествице-Деве. Ему тоже надо было, чтобы Его кутали в пледик и обнимали, защищали и покрывали – не двенадцать легионов ангелов, а тоненькие девичьи ручки. Беззащитность и непобедимость материнства – такое хрупкое и такое всепоглощающее. Оно не спрячет от Голгофы, оно не прекратит войны, оно не остановит зимы. Но оно есть – а значит, и зима закончится, и война, и за Голгофой будет Воскресение.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Православие и Мир

Просмотрено (102) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »