О том, как научиться любить ближнего
Подумай о тех людях, которых не любишь.
Например, твой друг, вырезав из дерева маленькую палочку и показав тебе, хочет услышать от тебя маленькое похвальное слово: «Как хорошо ты сделал. Очень красиво, мне нравится». Это называется воодушевлением. Это не эгоизм. Не является эгоизмом та нежность, которую ты предлагаешь душе другого человека.
Мы иногда заблуждаемся и становимся жесткими по отношению к другим. При этом думаем, что это асктетичность. Отдаляемся, считая, что это отшельничество. Мы поглощены «постом и молитвой», в то же время резки и жестоки. Задеть нас – это словно бы задеть какую-то колючку. Как колючка кактуса становится наше обращение. И мы думаем, что с таким поведением мы современные аскеты, великие старцы. Это не любовь. Аскетикой тоже это не назовешь. Аскет – ласковый человек. К самому себе он строг, но и самого себя любит. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», – говорит Христос наш.
Во второй части предложения отсутствует глагол, но он подразумевается. Что имеется в виду? Возлюби брата своего так, как ты любишь самого себя. Ты заметил это? Господь хочет, чтобы ты любил так же и самого себя.
В другом, конечно же, месте сказано о том, что нужно возненавидеть свою душу. Что подразумевается? Чтобы ты возненавидел страсти своего сердца, ту злобу, которая внутри тебя. Иными словами, чтобы ты смотрел на свой эгоизм и его ненавидел. Но это не значит, что ты должен ненавидеть самого себя, потому что твой эгоизм не является тобой самим. Ты сам – это то, что создал Бог. И Господь не создал эгоизма. Господь не наделил тебя злобой. Господь не дал тебе недостатков. Это все постепенно проявляется во время нашего взросления, во время нашей жизни. Следовательно, есть необходимость в том, чтобы ты возлюбил самого себя, чтобы ты смог потом также возлюбить своего брата, «как самого себя».
Подумай о тех людях, которых ты очень не любишь по какой-то причине. Мне иногда говоришь: «Тот со мной обошелся некрасиво и сейчас имею зуб на него». Подумай о таких людях, которых ты встречал в своей жизни. Это может быть родственник твой, который тебе что-то сказал и вмешался в твои семейные проблемы; или невеста твоя, когда тебя в чем-то осудила. Есть ведь такие люди, это может быть один человек, два, три. Подумай о них и перенеси все эти лица внутрь твоего сердца. Попытайся это сделать, даже если затрудняешься. Представь этого человека и скажи Богу: «Боже мой, помилуй его. Помоги ему. Помоги и мне сначала не быть таким жестоким или жестокой. Не могу я полюбить этого человека, и скажи мне, Христе мой, что ты чувствуешь к нему. Помоги мне, Боже мой, полюбить его так, как любишь его Ты. Почему Ты, Господи, его любишь? Разве это не так?»
И Христос опять молчит. Молчание Христово очень умилительное. Не говорит, потому что на Кресте опять. И на нас смотрит молча. Не говорит Христос, но помню те слова, сказанные на Кресте. «Отче, прости им». Показал свою любовь и на Кресте. Последний момент Его жизни, и вся человеческая злоба на Нем. Мы показали тогда всю свою злость, и Христос опять ответил любовью, прощением, добротой, милосердием. Делай так же и ты. Скажи: «Христе мой, тому, кто меня обидел, обвинил, осудил, сделал мне больно, помоги и даруй дары Твоей любви. Помоги мне также приобрести такое доброе и милостивое сердце, как у Тебя. Дай им здоровья, радости, друзей, красивую жизнь. Не мсти никому. Боже, не мсти ему! И если я желал ему зла, радовался тайно его неудачам, то Ты все измени. Научи меня любить, как любишь Ты. Иначе я не являюсь христианином. Если я все это знаю, обсуждаю догматические вопросы, интересуюсь святоотеческой патрологией, но не применяю в свой жизни, как предстану пред Тобою? Что я скажу? Что сказать, если я не научусь любить?»
Из книги архимандрита Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько
Просмотрено (32) раз