Видеть в людях хорошее
Это не любовь, не самопожертвование, а самоубийство. Ты разрушаешь себя. Поэтому давайте ставить пределы в любви.
(Продолжение. Начало см.: Я люблю вас, какими бы вы ни были)
Один человек сказал мне:
– Отче, я женился на одной девушке, но родители ее не одобряют, и каждый раз, когда приходим к ним, мама с папой делают вид, что чем-то раздражены, – всё равно найдут повод. Прошло уже три года. Сейчас они это проглотили, но каждый раз находят какой-нибудь повод, чтобы сказать жене, что она плохо готовит, чего-то не знает, плохо гладит. Всё равно скажут что-нибудь, чтобы ее задеть. Ну почему они это делают?
Потому что не поняли, что Бог послал в их жизнь это создание, чтобы они научились его любить, а не враждовать. Мы постоянно ведем войну. И из-за войны в конце концов заболеваем. Болезни – от войны. Когда у тебя проблемы с желудком, мигрень, какая-то разновидность рака, высокое давление, то это что? Последствия конфликта, войны, потому что мы из кожи лезем, чтобы сделать что-то насильно.
Давайте научимся говорить дома с любовью, но выражать и свое несогласие:
– Я люблю тебя и не согласен… Я люблю тебя, но это не значит, что буду делать всё, что хочешь.
«Люблю» – это не значит, что я становлюсь жертвой. Вы укажете на свои пределы: «Я выдерживаю вот столько, а в противном случае лопну, заболею».
И в конце концов это не любовь, не самопожертвование, а самоубийство. Ты разрушаешь себя. Поэтому давайте ставить пределы в любви.
И будем помнить, что любовь нуждается в поддержке, заботе. Как свеча в Пасхальную ночь. Если ветер ее задует, ты придешь домой без Пасхального света. В чем же состоит эта забота? Во внимании к житейским деталям. Кто осуждает, тот теряет любовь. Кто занимается жизнью других, то есть сплетничает, тот теряет любовь. Нельзя иметь любовь и обсуждать другого. Ты не знаешь его жизни, не знаешь, почему он так поступает.
Например, я 10 лет назад совершил ошибку и кого-то обидел, говорил о нем несправедливо. С тех пор этот человек может продолжать думать, что я несправедлив. Да, но ведь прошло уже 10 лет. А святой апостол Павел говорит, что любовь всегда надеется, не мыслит зла, а мыслит добро (ср. 1 Кор. 13, 7, 5). За это время я причащался сотни раз, исповедовался сотни раз, молился. Так почему ты еще помнишь, что я сделал тебе 10 лет назад?
Не знаю, доводилось ли вам судить о ком-нибудь на основании прошлого – на основании того, что было несколько месяцев назад, например. Да, но ведь это прошлое. Может, он уже изменился. Поэтому я и говорю вам, что любовь уходит, когда не обращаешь внимания на детали жизни. Пороки, зависть, осуждение, ядовитые слова, сплетни, пересуды…
Большинство мыслей, которые я обдумываю, порождены моим страстным «я» – а поскольку я лукав, то и на людей смотрю лукавым оком. Если я стану чистым и буду иметь любовь, то и на людей буду смотреть с любовью, как Христос, Который увидел грешницу и сказал ей:
– Прощаются тебе многие грехи, потому что ты возлюбила много (ср. Лк. 7, 47–48). Согрешила ты много, но за грехом искала любви, и сейчас оказываешь любовь.
Люди хотели забросать ее камнями, но Христос остановил их:
– Не делайте этого, потому что вы нечисты. Если кто из вас безгрешен, пусть первым бросит в нее камень (ср. Ин. 8, 7).
Но никто не посмел, потому что все были в чем-то виноваты.
Это и делает Христос – находит хорошее. Когда любишь, ты ищешь хорошее в другом, и так жизнь становится хорошей. И по отношению к вашему ребенку – не ругайте его, не мучайте. А то один ребенок сказал мне:
– Отче, неужели мама ничего хорошего во мне не находит? Поговори с ней! Тебя она послушает. Что ни сделаю, ей всё не так.
Когда любишь, ты всё видишь в хорошем свете. А когда ты нервный, когда у тебя проблемы психологического, гормонального, экономического свойства, тогда все перед тобой виноваты. Ребенок виноват, муж виноват (жена виновата), кошка виновата, время виновато.
Поэтому любовь покрывает всё, меняет всё, делает красивым всё (ср. Пет. 4, 8; 1 Кор. 13, 7). Разве жизнь с любовью не лучше? А когда мы наконец умрем, единственное, о чем спросит нас Христос (в Евангелии это меня поразило), – что мы сделали с любовью? Вот что Он скажет. На Суде Христос спросит, сколько любви у нас было и сколько любви мы оказали брату своему. Тогда я, конечно, отвечу Ему:
– Ты знаешь, Господи, я 27 раз был в Иерусалиме, 42 раза на Святой Горе Афон и раз ездил в Россию в паломническую поездку…
– Это ничего.
– У меня были хорошие старцы.
– Тоже ничего.
– Я постился, похудел даже …
– И это ничего. А была ли у тебя любовь? Есть ли у тебя любовь? Был ли ты способен прощать? Любить? Тогда заходи в рай!
– Но я же грешен, совершил разные грехи…
– Да, но ты покаялся, плакал, возлюбил, исправился. Подойди ближе к Богу.
Поэтому будьте очень внимательны.
Один юноша, который у меня исповедуется, курит, и мать обвинила меня в том, что я в этом виноват. Сказала мне:
– Ты столько лет его духовник, чем же ты ему помог?
– Я его духовник несколько лет, а ты его мать больше 30 лет. Что сделала ты? И если мы начнем обвинять друг друга, то в конце концов обвиним Бога. – Сказал ей еще: – А есть ли у него хоть немного свободы, чтобы мы спросили его: а хочет ли он бросить? И еще: твой сын во многих отношениях – хороший человек, у него только один недостаток. Это не значит, что я его хвалю за то, что он курит, но и насильно заставить его бросить тоже не могу. Он не сделает это из-за того, что я скажу ему это. Я сам не курю, чтобы ты не говорила, будто мы курим вместе. Но знаю, что у этого парня есть благодатные дары, и если он потянулся к сигаретам, то за этим стоит какая-то причина. Когда его душа покроет нехватку, которую он ощущает, он больше не захочет курить.
Знаю людей, которые приходят на Святую Гору Афон и не курят по 3–4 дня. Они не испытывают никотинового голода, потому что чувствуют себя насыщенными любовью, Божией любовью. И теща от них далеко, и жена, и дети: ссор нет, и им не хочется курить. Уйдя со Святой Горы, он начинают искать, где бы купить сигарет.
Ко мне домой в Афинах пришел один человек. Мы говорили, а он всё оглядывался на террасу, потому что еле сдерживался, хотел курить. Спросил меня:
– Отче, ты священник, я могу здесь покурить?
– Нет, пожалуйста, не кури тут. Я не выношу дыма. Выйди на террасу!
– Ой, спасибо!
Он выскочил на улицу, бедняга, словно задыхаясь. Он нуждался в том, чтобы покурить. И я сказал себе: «Если бы я как-нибудь умиротворил его, то он не нуждался бы в сигаретах. Теперь, однако, нуждается».
(Окончание следует)
Архимандрит Андрей (Конанос)
Перевела с болгарского Станка Косова
Богоносци
Просмотрено (50) раз