Терпи… а зачем нужно терпение?!
Зачем нам терпение и есть ли ему предел? Преблагий Господь наш Иисус Христос во Святом Евангелии нам сказал: «Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24:13). Это незыблемое наставление каждому христианину о смысле терпения. Претерпеть до конца всякую скорбь, болезнь, печаль, невзгоду обязан каждый православный. Христианин — это воин, и он должен переносить всё мужественно, с великим терпением. Пример тому нам показал Сам Господь на кресте, когда претерпевал лютейшие страдания. Поэтому в дни воспоминания Его страстей Святая Церковь вопиет: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» Как же нам не учиться у Него? Не подражать хотя бы маленькой толике Его терпения?
Невозможно прожить человеку без скорбей, болезней и бед. Но мы должны претерпеть всё это — с мужеством, благородством души, благоговением и великим упованием на то, что Господь не даёт нам выше сил.
Терпение — это важнейшее качество, которое важно стяжать каждому христианину. Как говорят святые отцы, это корень благочестия, от которого рождается множество святых добродетелей. Претерпевать всё и везде мы учимся у наших святых наставников: преподобных, мучеников. Учиться тому нужно с молитвой, призыванием имени Божия. Одному претерпеть скорби очень трудно! Но мы имеем благодать Божию, святое Причастие, молитву, укрепление молитвами святых угодников, которые вдохновляют на этот подвиг.
Святые отцы говорили о терпении также, что это цветы, которые произрастают среди терния наших страстей. Поэтому — будем учиться ему. Что бы ни посылалось нам, давайте помнить: всё даётся от руки Божией. Именно потому православный должен терпеть всё, что посылает ему Господь. Даже те обиды и напраслины, которые порой направляют на нас ближние — «Господи, научи меня всё терпеть и за всё благодарить Твою благость», как писал в одном из своих писем схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря.
Но, претерпевая что-либо, нужно иметь духовное рассуждение. Оно должно присутствовать каждую минуту нашей жизни. Особенно это важно, когда мы видим вокруг себя зло.
Православный христианин должен оценивать события и смотреть на них с точки зрения Евангелия: о чём говорит Христос? Как и чему Он учит? И если обратиться к Священному Писанию, мы увидим, что Спаситель, имея долготерпение по отношению к Своим мукам и спасению рода человеческого, в то же время выгнал торгующих из храма. Даже взял бич для этого. Не просил смиренно: «Выйдите, пожалуйста!» — но именно изгнал их.
Он не мог терпеть осквернение храма Божия. Вот так же и мы должны вести себя по отношению к тому, что оскверняет храм нашей души, храм сердца. Если что-то идёт вразрез с учением Евангельским, то ни в коем случае терпеть нельзя. Тогда терпение перерастёт в лицемерие.
Поэтому каждый шаг нашей жизни мы должны соотносить со святым Евангелием. В нём источник той мудрости, которую нам нужно приложить к нашей жизни. Пошли нам, Господи, дар духовного разумения, чтобы ничто земное и внешнее не могло разрушить храма нашей души — обители Духа Святого!
Сама душа, если она будет православной и воцерковлённой, если будет направляться нами по евангельским стезям, не сможет претерпеть хамства, безобразия, бесчинства. Господи милосердный, влей в наши сердца благодать Святаго Духа, чтобы души наши и сердца не могли переносить неправды, но за Твою истину бесстрашно шли вперёд! Свет Христов да просветит нас!
А для того, чтобы в душе был этот нравственный ориентир, нужно жить соответственно. Что должно наполнить наше существование? Молитва, причастие и работа над собой — ежедневная, ежеминутная. Без этой работы не стяжаем ничего хорошего ни в духовной жизни, ни в обыденной. А когда мы приложим этот труд — о, поверьте святым отцам и учению нашей Церкви: нам откроются уже здесь двери рая, ведь «Царство Божие внутрь нас есть». Тогда нам будут дарованы блаженство, чистота сердца и свобода духа. Тогда перед нами уже не будет выбора — терпеть или нет: мы будем чувствовать сердцем, как правильно поступать.
Что составляет работу над собой, помимо сказанного? — анализ своих поступков и слов. И непременно нужно заглянуть в своё сердце и душу. Когда читаем молитвы на сон грядущим — там есть ежедневное исповедание грехов. Пожалуйста, не просто «прострочи» его слова, но проведи самоанализ: как ты провёл этот день? Посмотри в своё сердце, постарайся прийти в себя — и увидишь, сколько в тебе пороков, зла и всего того, что нужно искоренить. Сегодня согрешил тщеславием, впал в гордыню, там — объелся, там — осудил, там — уделил слишком много времени компьютеру или телевизору, а ещё не читал Евангелие… Помоги мне, Господи, хотя бы завтра исправиться, покаяться и измениться!
Без такого анализа мы ничего не достигнем — хотя и будем терпеть. Потому что внешне будем смиряться, а внутренне — роптать. Внешне всё снесём, а внутренний человек будет восставать. Поэтому будем молиться: Господи, обнови во мне ветхого человека!
Работа над собой откроет нам наши немощи, недостатки, а причастие святых Тела и Крови Христовых укрепит нас, окрылит и к вечности поведёт.
Протоиерей Тарасий Перепелица
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (49) раз