Терпение
Умение терпеть – одно из ключевых, очень важных навыков в духовной жизни. Когда я захотел подкрепить этот тезис библейскими цитатами, я увидел, что в Новом Завете слово «терпение» встречается около 40 раз!
Но, что же такое терпение? В наше время это слово становится все менее понятным. В век научно-технического прогресса мы привыкли к быстрым результатам. Человек может очень быстро перемещаться в пространстве. Путешествие, на которое в древности уходили годы, сейчас занимает считанные часы на самолете. Человек может легко и быстро работать с информацией. Компьютерная техника становится все быстрее. Вспомните, какими медлительными динозаврами были компьютеры всего лишь 15 лет назад. А какими стали сейчас! И так во многих, почти во всех сферах человеческой жизни, лозунгом которой, похоже, стала фраза из рекламы: «Раз и готово!»
Все это сказывается на духовности. Мы склонны перенести на нее свою нетерпеливость. И в духовном плане нам хочется, чтобы все было: «Раз, и готово!»
Раз, повенчался, и готово! – теперь брак наскоро стал свят и безупречен безо всяких трудов! Вот только почему у нас ссора за ссорой?..
Раз, один раз, прочитал Евангелие, и готово! – теперь я специалист экстра класса, все в христианстве понял и могу учить других!
Раз, поставил свечку, и готово! – больной тетушке теперь уж точно полегчает! А что, разве этого не достаточно?
Один человек поделился своим опытом посещения богослужения. Он ожидал, что его на службе как-то «накроет», причем быстро и сразу. Он пришел, постоял, подождал чуть-чуть – не накрывает! Развернулся и ушел – зачем тратить время!
Но это – про нетерпеливость. А терпение, вернемся к нему, бывает двух видов: направленное внутрь и направленное во вне.
Внешнее терпение – это терпение обстоятельств жизни, скорбей и трудностей. Людей, в конце концов!
По-латински терпение – patientia. Т.е. это то, что переживает «пациент». Хороший намек – внешние трудности суть лекарственные процедуры, которыми Бог вылечивает нас от наших недостатков. Нужно это лечение потерпеть.
Или, по-другому, внешние трудности производят в нас нечто, что без них не проявилось бы. Как в притче Леонардо да Винчи:
«Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущённо спросил у обидчика:
– С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
– Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя.
При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И, наконец, из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено».
Русское слово «терпение» тоже по-своему интересно. Оно происходит из древнего корня «цепенеть», «застывать». Т.е. на меня давят эти внешние обстоятельства, но я не сдвинусь, не поддамся. Они не смогут смять мою веру, доверие, они не раздавят мою любовь к Господу.
А внутреннее терпение – это стойкость в духовных трудах, добродетелях. Типичный пример – стойкость в молитве. Мы часто начинаем молиться о чем-то, но быстро бросаем. Или наши молитвы могут быть слишком краткими, обрывочными. Нам не хватает терпения войти в более возвышенное, сосредоточенное состояние духа. Поэтому, часто, такие молитвы бывают безуспешными.
Терпение – волевое качество человека. На терпение нужно настроиться, решиться. Не даром в народе возникла целая подборка поговорок, которыми люди себя подбадривали, напоминали о терпении:
Без терпенья нет спасенья.
Христос терпел и нам велел.
Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.
И уже современное: Ной не ныл, и ты не ной!
Но не всегда наших личных сил достаточно, иногда мы отчетливо осознаем, что, даже очень стараясь, не можем терпеть. В таком случае нам нужна помощь Господа. Нужно молиться, чтобы он поддерживал нас в терпении и ожидании. Он так и назван в одном месте Библии: «Бог наш – есть Бог терпения» (Рим. 15: 5).
Стоит заметить, что бывает и плохое, неправильное терпение. Например, терпение, мотивированное трусостью или другим недостойным чувством, как это было у древнего философа Сократа. Сократ спокойно переносил дурной нрав своей жены и не раздражался, когда она громко бранилась. Однажды Критобул спросил его:
– Как ты только терпишь такую сожительницу?
Он ответил:
– А как ты – своих гусей?
– Какое мне дело до гусей? – удивился Критобул.
– Так вот и я обращаю на неё не больше внимания, чем на гусыню.
Итак, будем помнить, что терпение ради Господа – это базовое, основополагающее качество верующей души. Если вы нетерпеливы, значит ваша духовная жизнь, отнюдь, не на высоте.
Иерей Леонид Кудрячов
Димитрус.ru
Просмотрено (70) раз