Как сегодня не отпасть от Церкви: что важно знать каждому верующему
Сегодня каждый верующий, будь то епископ, клирик, мирянин, должен четко понимать, в чем состоит главная задача Церкви, в чем суть Ее служения, каковы Ее главные догматы. Только так можно защищать истинное учение Церкви от искажения и сохранять догматическое единство.
В противном случае наше богословие имеет все шансы превратиться в философский гнозис.
Не что, а Кто
Истина не абстрактна, это не размытое понятие. Истина – это не что, а Кто. Истина есть Сам Бог, бесконечно познаваемый в Своих действиях и безгранично открывающийся нам.
И если до существования Церкви познание истины было невозможно, то с Ее созданием человек получил такую возможность.
Церковь – надмирная и земная по своей природе – единственная обладает полнотой истины. Временный мир не в состоянии ее вместить.
Познание истины совершается всем составом человека, а не отдельными его частями. Бог познается не в экстатическом состоянии и не сухим рассудком, а единственно через духовно-телесное единение со Христом в Церкви.
Участвуя в Евхаристии, человек может личностно совершенствоваться, бесконечно расти ко Христу, постепенно становясь с Ним едино-духовным и едино-телесным, делаясь при этом носителем истины.
Церковь неизменна
Церковные догматы неизменны и актуальны во все времена. Они вне времени.
Учителя Церкви на протяжении всего существования христианства утверждают одни и те же догмы, трактуют Слова Божии – Учение Христа, интегрируя их в ту эпоху, которой они принадлежат, отвечая на вызовы времени и заблуждения.
«Как отступничество Израиля, пожелавшего восстановить земное царство, открыло всем народам двери небесного Иерусалима, так и на любое заблуждение этого мира Церковь отвечает новым проявлением благодати, а на любую ересь – новым утверждением истинного догмата, излагая его устами верующих, которые оказываются как книжник, наученный Царству Небесному, подобный хозяину, который выносит из сокровищницы своей – то есть Церкви – новое и старое, согласно Евангельским словам (Мф. 13, 52)», – писал Владимир Лосский.
За Святую Троицу
Церковь всегда борется за чистоту учения. Мы знаем несколько основных периодов этой борьбы.
Церковь защищала истинное учение о Боге-Пресвятой Троице от всевозможных эллинских и гностических сект и лжеучений вплоть до конца IV века, когда и был утвержден догмат о Святой Троице отцами Церкви – святым Афанасием Александрийским и огромными усилиями великих каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Именно с той поры ипостасные свойства Пресвятой Троицы выражаются следующими определениями: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), исхождение (от Отца) у Святого Духа.
Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица разные, и мы познаем их как особые Ипостаси.
За истинного Бога и истинного Человека
С IV до середины IX века Церковь защищала догмат о Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге и истинном Человеке, борясь против несториан, монофизитов и других ересей.
Вселенскими Соборами был утвержден этот догмат при содействии святого Кирилла Александрийского, святого Папы Льва Великого, святого Максима Исповедника, а также других отцов Церкви.
Закончился данный христологический период Торжеством Православия в 843 году.
После указанных периодов борьбы за чистоту учения Христа Церковь отстаивала догматы о Святом Духе и о Церкви, необходимые для веры в сошествие Святого Духа и для чаяния нашего обожения, происходящего в Церкви.
Ошибки
Не прекращаются нападки на Церковь и сегодня. Появляются новые заблуждения, искушения или трансформируются старые.
Экклесиологические споры, длящиеся уже более 5 столетий и не прекращающиеся до сих пор, касаются природы Церкви.
Ошибочные представления уводят людей от истинного понимания Ее природы, искажают догматы, утверждают доктрины, противоположные учению Церкви, отрывают людей от целостности Церкви, заставляют бороться с Ее природой и Ее учением.
К чему приводят подобные ошибки, нам показано на примере религиозной жизни западных христиан.
Филиоквистское учение – смешение Ипостасей Отца и Сына – привело к гибельным препятствиям на пути спасения.
Святой Дух более не является для них источником жизни, ее основой, животворящей энергией, дарующей свободу и обожение.
Христос не является более Дверью, через которую сыны Церкви внидут и изыдут и обрящут пажить Святого Духа, согласно словам Господа (Ин. 10: 9).
Единение со Христом оказалось невозможным – Римская Церковь стала посредницей и преградой между Христом и своей паствой, а Римский Патриарх – Его наместником на земле, источником всей церковной власти и единственным непогрешимым выразителем всей полноты Церкви, что зафиксировано в 1870 г. установлением догмата о папской безошибочности.
Но люди забывают, что они без Бога ничто, а без Его Церкви лишены пути спасения.
Они не могут выйти за пределы немощных человеческих сил и понимания.
Это возможно исключительно в Духе Божием и Силе Божией.
Против природы
Только своим разумом никто не может постичь природу Бога и Его Церкви. Поэтому, полагаясь только на себя, люди и совершают ошибки. Сколько раз национальная идея старалась поглотить Церковь, сделать Ее «своей», смешаться с ней, сколько государств стремилось растворить и разбавить Ее своим духом.
Но Церковь всегда была незыблема в Своих догматах и неизменна в Своей природе: Божественной и человеческой.
И человеческое не может превалировать над Божественным. Эти природы сосуществуют и дополняют друг друга в гармонии, заповеданной Самим Господом.
В Церкви существуют изменяемые вещи, традиции, так как Церковь – живой организм, а значит реагирует на внешние изменения.
Но также есть вещи неизменные ни при каких обстоятельствах.
Вот в этом неразделении данных понятий и недопонимании и лежит большинство сегодняшних заблуждений и проблем.
Жизнь Церкви проистекает от Святого Духа, и тщетно искать источник питания во внешнем круге – в государственном, политическом, научном, социальном, культурном…
Важно помнить о былых ошибках.
Не забывать, что главный ориентир в нашей жизни — Господь Бог, к Которому мы и должны из всех сил стремиться.
А за этот искренний порыв Бог укрепит нас в любой ситуации и раскроет истину в спасительной для нас полноте.
Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (63) раз