Выбрать страницу

Как жить и подниматься после падения: два варианта

Архиепископ Иов (Смакоуз)Душевное и телесное падение в грех, как и обычное, физическое падение, бывает различным: кто-то просто упал по неосторожности, подобно случайно поскользнувшемуся на льду, кого-то предупреждали об опасности, а он ни на кого и ни на что не обращал внимания, кто-то пал, сознательно и нагло нарушая все правила духовной жизни, и падение его велико, подобно авиаавтокатастрофе или падению апокалиптической «яркой звезды с небес» (Откр. 8:10)… Примеров мы можем видеть множество: от страшного падения в раскол бывшего с нами митрополита Филарета до наших частых ежедневных личных грехов и ошибок в мыслях и делах. Интересно, что различение «греха» и «ошибки» имеется в богослужебных текстах. Например, в просительной ектеньи: «Прощения и оставления грехов и прегрешений (τῶν ἁμαρτιῶν καὶ τῶν πλημμελημάτων ἡμῶν) наших, у Господа просим». Прегрешение – это «погрешность», «проступок», «ошибка», с греч. буквально: «пение не в тон». Действительно, в одних грехах мы быстро каемся, легче встаем, а после иных исцеление – более длительный и сложный процесс, особенно если нет опыта покаяния, если из-за гордости, ложной стыдливости отсутствует желание обратиться к Небесному Врачу и Его земному помощнику, который как фельдшер может оказать первую помощь – к каноническому доброму священнику.

Толкая нас на падение, диавол часто внушает мысль, что грех-то, который он, вражина, предлагает совершить – незначительный и Бог простит его быстро, а после его совершения он навязывает уже другую, противоположную мысль: грех – очень страшный и Бога невозможно умолить, что Он никогда не простит этого падения… Для христианина очень важно не вступать в общение с обольстителем, постоянным обманщиком, не слушать его, чтобы не впасть в уныние и отчаяние, не погубить себя окончательно.

Как жить после падения? Есть два варианта, о которых повествует монашеский «Древний Патерик». Можно с покаянными слезами постоянно молить Бога о прощении и помнить о падении, чтобы повторно не впасть в тот грех. Можно же с радостным лицом благодарить Творца, что Он простил грех и помог встать, что не наказал, а помиловал. Оба пути равно спасительные, и каждый кающийся должен выбрать свой или же совмещать их.

Евангельская притча о блудном сыне является ярким примером наших шагов после любого грехопадения. Покаяние состоит из осознания бедственности своего положения, возвращения домой – в Церковь и исповедание перед Отцом Небесным своих прегрешений («Согрешил на Небо и пред Тобою» (см.: Лк. 15:21)). Надо как можно скорее честно осознать бедственность своего положения, твердо решить, что надо встать из греховной ямы, омыться от «грязи» в Таинстве Покаяния и идти – вернее, бежать изо всех сил – обратно в свой царский дом, в нашу Церковь – к Небесному Отцу. Этот первый шаг очень важен, и без него не обойтись. Здесь требуется Божественная помощь. Нужно, как апостол Павел, прилежно «кричать» в молитве к Богу слова духовного SOS: «Господи, спаси, ибо погибаю!» (Мф. 14:30).

В Таинстве Исповеди кающийся человек получает удивительный шанс начать свою жизнь с чистого листа, вновь родившись. Когда главу кающегося накрывает духовник епитрахилью, то грешник со всеми своими грехами и падениями умирает, а когда с него снимается после чтения молитвы епитрахиль, когда он поднимается с колен, поднимает свою наклоненную на Христовы крест и Евангелие главу, то духовно возрождается, исцеляется и становится духовно чистым как младенчик. Он вновь присоединен к Христовой Церкви, от которой отпал через грех, отломился как сухая ветвь от ствола дерева. Не случайно покаяние именуется в Церкви «вторым крещением». В покаянии грешник, который «был мёртв, вновь оживает» (Лк. 15:24). Главное после этого стараться более не повторять бывший грех, не уподобляться вымытому животному, которое вновь с удовольствием катается по грязи. А для этого необходимо избегать тех мест, где легко можно упасть, держаться на безопасном расстоянии с теми, кто может подтолкнуть в грех. Яркий пример – бывшая блудница, ставшая великой святой и примером покаяния для нас – Мария Египетская. К сожалению, мы не видим того спасительного покаяния, перемены ума и жизни у тех, кто ушел от нас, от нашей Церкви в расколы и «породил» подобных себе. Как начали с захватов наших храмов в начале 1990-х гг., так и продолжают ту же свою родную «песенку» и сегодня, только уже под лукавым прикрытием «каноничности». Но там, где нет настоящего покаяния, нет и его благодатных плодов мира и радости. Там, где нет евангельской любви, нет и Христа, нет и Его Божественной правды…

Поднимает нас на «ноги» всегда Христос Спаситель, благодать Духа Святого врачует наши немощи. Покаянные слезы становятся целительным «бальзамом» для души и добродетель, противоположная соделанному нами греху, – самым сильным лекарством от греховного заболевания. Смирение в духовной жизни, истинное послушание Христу и Его Церкви можно смело назвать «профилактическими» средствами, повышающими наш духовный «иммунитет» и сохраняющими от падений в будущем.

Архиепископ Иов (Смакоуз)
Православная Жизнь

Просмотрено (52) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »