Как жить и подниматься после падения: два варианта
Душевное и телесное падение в грех, как и обычное, физическое падение, бывает различным: кто-то просто упал по неосторожности, подобно случайно поскользнувшемуся на льду, кого-то предупреждали об опасности, а он ни на кого и ни на что не обращал внимания, кто-то пал, сознательно и нагло нарушая все правила духовной жизни, и падение его велико, подобно авиаавтокатастрофе или падению апокалиптической «яркой звезды с небес» (Откр. 8:10)… Примеров мы можем видеть множество: от страшного падения в раскол бывшего с нами митрополита Филарета до наших частых ежедневных личных грехов и ошибок в мыслях и делах. Интересно, что различение «греха» и «ошибки» имеется в богослужебных текстах. Например, в просительной ектеньи: «Прощения и оставления грехов и прегрешений (τῶν ἁμαρτιῶν καὶ τῶν πλημμελημάτων ἡμῶν) наших, у Господа просим». Прегрешение – это «погрешность», «проступок», «ошибка», с греч. буквально: «пение не в тон». Действительно, в одних грехах мы быстро каемся, легче встаем, а после иных исцеление – более длительный и сложный процесс, особенно если нет опыта покаяния, если из-за гордости, ложной стыдливости отсутствует желание обратиться к Небесному Врачу и Его земному помощнику, который как фельдшер может оказать первую помощь – к каноническому доброму священнику.
Толкая нас на падение, диавол часто внушает мысль, что грех-то, который он, вражина, предлагает совершить – незначительный и Бог простит его быстро, а после его совершения он навязывает уже другую, противоположную мысль: грех – очень страшный и Бога невозможно умолить, что Он никогда не простит этого падения… Для христианина очень важно не вступать в общение с обольстителем, постоянным обманщиком, не слушать его, чтобы не впасть в уныние и отчаяние, не погубить себя окончательно.
Как жить после падения? Есть два варианта, о которых повествует монашеский «Древний Патерик». Можно с покаянными слезами постоянно молить Бога о прощении и помнить о падении, чтобы повторно не впасть в тот грех. Можно же с радостным лицом благодарить Творца, что Он простил грех и помог встать, что не наказал, а помиловал. Оба пути равно спасительные, и каждый кающийся должен выбрать свой или же совмещать их.
Евангельская притча о блудном сыне является ярким примером наших шагов после любого грехопадения. Покаяние состоит из осознания бедственности своего положения, возвращения домой – в Церковь и исповедание перед Отцом Небесным своих прегрешений («Согрешил на Небо и пред Тобою» (см.: Лк. 15:21)). Надо как можно скорее честно осознать бедственность своего положения, твердо решить, что надо встать из греховной ямы, омыться от «грязи» в Таинстве Покаяния и идти – вернее, бежать изо всех сил – обратно в свой царский дом, в нашу Церковь – к Небесному Отцу. Этот первый шаг очень важен, и без него не обойтись. Здесь требуется Божественная помощь. Нужно, как апостол Павел, прилежно «кричать» в молитве к Богу слова духовного SOS: «Господи, спаси, ибо погибаю!» (Мф. 14:30).
В Таинстве Исповеди кающийся человек получает удивительный шанс начать свою жизнь с чистого листа, вновь родившись. Когда главу кающегося накрывает духовник епитрахилью, то грешник со всеми своими грехами и падениями умирает, а когда с него снимается после чтения молитвы епитрахиль, когда он поднимается с колен, поднимает свою наклоненную на Христовы крест и Евангелие главу, то духовно возрождается, исцеляется и становится духовно чистым как младенчик. Он вновь присоединен к Христовой Церкви, от которой отпал через грех, отломился как сухая ветвь от ствола дерева. Не случайно покаяние именуется в Церкви «вторым крещением». В покаянии грешник, который «был мёртв, вновь оживает» (Лк. 15:24). Главное после этого стараться более не повторять бывший грех, не уподобляться вымытому животному, которое вновь с удовольствием катается по грязи. А для этого необходимо избегать тех мест, где легко можно упасть, держаться на безопасном расстоянии с теми, кто может подтолкнуть в грех. Яркий пример – бывшая блудница, ставшая великой святой и примером покаяния для нас – Мария Египетская. К сожалению, мы не видим того спасительного покаяния, перемены ума и жизни у тех, кто ушел от нас, от нашей Церкви в расколы и «породил» подобных себе. Как начали с захватов наших храмов в начале 1990-х гг., так и продолжают ту же свою родную «песенку» и сегодня, только уже под лукавым прикрытием «каноничности». Но там, где нет настоящего покаяния, нет и его благодатных плодов мира и радости. Там, где нет евангельской любви, нет и Христа, нет и Его Божественной правды…
Поднимает нас на «ноги» всегда Христос Спаситель, благодать Духа Святого врачует наши немощи. Покаянные слезы становятся целительным «бальзамом» для души и добродетель, противоположная соделанному нами греху, – самым сильным лекарством от греховного заболевания. Смирение в духовной жизни, истинное послушание Христу и Его Церкви можно смело назвать «профилактическими» средствами, повышающими наш духовный «иммунитет» и сохраняющими от падений в будущем.
Архиепископ Иов (Смакоуз)
Православная Жизнь
Просмотрено (52) раз