Выбрать страницу

Не помолившись Богу, не езди в дорогу

Фото: monastery.ruДальняя дорога в России всегда считалась испытанием. Пережить дорогу — это было понятием с тем же смыслом, что и пережить какую-либо трудность, напасть.

Собираясь куда-то в дальний путь, в старину люди непременно рассказывали о своем намерении духовнику. И уже получив от него благословение и разные наставления, и зная, что теперь батюшка будет за них молиться, они с легким сердцем отправлялись в путешествие. Сейчас же редко даже у кого из крещеных имеется духовник. И многие люди, которые хотели бы соблюдать правила православного вероучения в быту, часто не знают ни самих этих правил, ни порядка их исполнения.

Как, например, православному человеку следует вести себя в дороге? Собственно, точно так же, как и при любых других обстоятельствах. Потому что, как говорили святые отцы, православный человек всегда в пути, — он странник в этом мире. И у него одна дорога — и в переносном, и в прямом смысле — это дорога к спасению души.

Но если этот человек все-таки отправился куда-то в дальнее путешествие, ему хорошо бы иметь при себе образ Николая Чудотворца. Потому что этот святой традиционно считается покровителем всех плавающих и путешествующих. В самом пути отнюдь не обязательно быть замкнутым, отрешенным от мира, и всю дорогу сидеть уткнувшись в молитвослов и перебирать четки. Такой человек скорее вызовет недоумение у окружающих и, пожалуй, своей показной «праведностью» еще и стеснит людей. Никакой, даже самый строгий монашеский устав, не запрещает православному человеку беседовать в дороге с соседями. Известно ведь, — с хорошим попутчиком дорога вдвое короче. Важно только, чтобы это не было суесловием, этаким переливанием из пустого в порожнее. Вот как учит общаться святой Варсонофий: «Если начав беседу, спохватишься, что она грешна, пресеки ее, — помолчав немного, скажи: «Забыл, о чем я начал речь», и переведи ее на другое — безгрешное». Еще одна нежелательная для православного человека крайность — это соблазн начать «проповедовать», то есть навязывать собеседникам свое исповедание веры, свои духовные ценности. В этом случае опять же можно поставить попутчиков в неловкое положение.

Само собою путешественнику нужно знать подходящие к данному случаю молитвы. И несколько раз во время пути, хотя бы мысленно, про себя, прочитать их. Обычно чтение молитв, а следовательно и упование на помощь того, к кому они обращены, придает человеку уверенности в себе и умеряет трудности путешествия. В любом православном молитвослове есть молитва «О путешествующих». Она довольно длинная. И неофиту на первых порах учить ее наизусть будет, может быть, слишком трудоемким занятием. Но вообще молитву можно читать любую. Хотя бы самую короткую — «Господи, помилуй». Очень полезно знать поистине универсальную молитву, обращенную к какому-либо святому. Она хороша тем, что, меняя по своему усмотрению имя святого, верующий человек может применять эту молитву практически во всех случаях жизни. Например, в дороге, в путешествии, она звучать будет так: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Николай, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В других случаях нужно лишь заменять имя, в соответствии с тем, чему тот или иной святой покровительствует. Так военные с этой же самой молитвой могут обращаться к св. Георгию, охотники к св. Трифону, животноводы с свв. Флору и Лавру, болящие к св. Пантелеимону, не в меру пьющие или скорее их сродники к св. Вонифатию и т.д.

Считается, что во время странствия для человека перестают действовать правила поста. Но это верно лишь отчасти. Если пост воспринимать только как диету, то действительно в дороге в постные дни дозволяется вкушать и скоромное. Но, как сказал св. Василий Великий, больше всех бесчестит пост тот, кто принимает его единственно как ограничение в пище. Как учит Церковь, пост это, прежде всего, воспитание духовно-нравственных стремлений. И во время поста считается гораздо меньшим грехом оскоромиться, нежели как-то досадить ближнему или хотя бы подумать о чем-то непристойном. Но это, конечно, не значит, что дозволенное отступление от поста можно превращать в разудалой загул. Больше того, православный человек, имеющий право во время пути отступить от постного меню, восполнит это послабление еще большим своим духовным смирением: он будет более сдержанным, сосредоточенным, внимательным, вежливым, предупредительным с окружающими. В дороге все эти качества особенно важны.

Юрий Рябинин
Православие.Ru

Просмотрено (46) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы