Выбрать страницу

Мы ответственны за все?

Фото: monastery.ruМы хоть задумывались когда-нибудь, сколько событий в истории человечества начались из ничего, из незначительных мелочей?

Предлагаем нашим читателям слово митрополита Арголидского Нектария (Антонопулоса) на встрече со студентами философского факультета Афинского национального университета, которая состоялась 9 марта 2016 года.

Тему «Мы ответственны за все?» я выбрал потому, что этот вопрос волнует меня еще со школьного возраста. Помните: за все, что вы делаете в своей жизни, где бы вы ни находились, какую бы должность ни занимали, чего бы ни достигли, вы несете ответственность – и несете ответственность за каждого человека в отдельности и за все человечество. Если ваша цель – лишь получить диплом, чтобы обеспечить свое материальное благополучие, почет и статус, вас постигнет неудача. Вы станете несчастными людьми, каких вокруг много, обособленных и отчужденных от всех, сконцентрированных только на самих себе. Мы знаем множество людей, у которых стены дома увешаны всевозможными дипломами, однако к ближним своим они равнодушны и не удостоят их даже приветствием. Мы знаем множество людей с набитыми кошельками, но с холодными сердцами. Они, как живые мертвецы, которые уже смердят. Мы знаем великих ученых, беспощадно эксплуатирующих других людей, не имея ни капли чуткости. «Чтобы солнце вращалось, нужно много потрудиться», – говорится в одной песне, что значит: красивых слов и лозунгов недостаточно, сами люди должны принять долю ответственности и научиться жертвовать собой ради другого человека. Другими словами, мы ответственны за все, что происходит в мире.

К сожалению, эту правду мы не только игнорируем, но даже не желаем слышать. Мы убеждены и часто с рвением доказываем, что за все плохое, что происходит внутри и вокруг нас, а также и во всем мире, виноваты другие или даже Сам Бог. Если случается голод в каком-то уголке планеты, виноват Бог. Если война между двумя государствами, виноваты деньги, материальная выгода и т.п. Если вдруг разразится какой-то политический или церковный скандал, виноваты темные силы, 666, еретики, враги Греции. Сталкиваемся ли мы с семейными проблемами или проблемами в личной жизни – мы не виноваты, виновата система, государство или кто-то, кто к нам враждебно настроен и чинит против нас заговоры. Так мы оправдываем себя самих, перекладывая весь груз ответственности на других. Однако это имеет трагические последствия – не только для нас, но и для окружающей среды, для общества, для всего мира.

Каждый имеет свою долю ответственности за то, что происходит в мире, даже за мелочи. Мы ответственны не только за то зло, что совершаем, но и за то добро, которое не делаем. То хорошее или плохое, что мы делаем или не делаем, всегда имеет последствия. Мелочи могут иметь решающее значение, оказывающее влияние даже на весь мир. Мы хоть задумывались когда-нибудь, сколько событий в истории человечества начались из ничего, из незначительных мелочей? Один простой будничный случай, одно случайное происшествие, недостойное даже упоминания, могут иметь огромные размеры и повлиять на жизнь миллионов людей.

С детских лет мы слышим эту простую поговорку: «Делай добро и бросай его в воду», возникшую из опыта и мудрости нашего народа. Никто никогда не может знать, каких размеров достигнет совершенное нами добро, каких пределов оно может достигнуть и скольким помочь. Однажды один бедный крестьянин, где-то в середине XIX века, когда возделывал свое поле, услышал голос плачущего ребенка, взывающего о помощи. Он сразу же оставил свою работу и побежал к болоту, откуда доносились звуки. Что он там увидел? Напуганного ребенка, утопающего по грудь в трясине, напрасно пытающегося выбраться и громко плачущего. Подвергая опасности свою жизнь, крестьянин без промедления спас этого мальчика, который, несомненно, умер бы медленно и мучительно. На следующий день роскошная карета, запряженная двумя лошадьми, остановилась напротив дома крестьянина. Оттуда вышел хорошо одетый мужчина и представился отцом мальчика, спасенного крестьянином.

– Я бы хотел отблагодарить за ваш поступок: вы спасли жизнь моему сыну, – сказал он.

И дал ему денег. Однако крестьянин отказался. Он сказал, что не может взять денег, так как сделал то, что должен был.

– Предлагаю соглашение: позвольте мне дать вашему сыну такое же образование, какое получает и мой сын. Если ваш малый столько же похож на своего отца, то, несомненно, когда он вырастет, он станет тем, кем мы оба сможем гордиться.

Так и случилось. Эти двое детей буквально изменили ход истории. Вы хотите узнать их имена? Ребенок, спасенный из болота, был Уинстон Черчилль. Сын бедного безграмотного крестьянина был Александр Флеминг, отец пенициллина.

В самом деле, бедный крестьянин совершил добро с чистым сердцем, без расчета, просто потому, что верил в силу добра, и это добро распространилось невероятно далеко. Именно такой смысл вкладывает наш народ в поговорку «Делай добро и бросай его в воду».

В многолюдных обществах, в которых мы живем, мы привыкли смотреть на наших ближних не как на лица уникальные и неповторимые, но как на безличную массу. Мы смотрим на них с безразличием, иногда враждебно, часто с пренебрежением и редко доброжелательно. Вы когда-нибудь спрашивали себя, сколько из этих людей страдает от сильных личных потрясений или семейных проблем? Вы когда-нибудь задумывались, как может повлиять на их жизнь ваша улыбка или хорошее слово или если вы пропустите кого-нибудь вперед в очереди? Думали ли вы, как может изменить их настроение один добрый разговор или некий простой акт любви? Так и наоборот, представьте только, насколько негативно может повлиять на жизнь и на настроение другого одно плохое слово или безразличие.

Как часто семьи страдают от такого поведения? Реакцией на недоброжелательность обычно становится та же недоброжелательность, на грубое слово мы отвечаем грубостью, и так зло стремительно распространяется. Доброе же слово похоже на спичку, из которой может возникнуть целое пламя. Часто ко мне приходят пары, у которых проблемы в отношениях, и каждый пытается доказать, что он прав. Один обвиняет другого.

Митрополит Нектарий (Антонопулос)Митрополит Нектарий (Антонопулос)

Все вы, кроме учебы и дипломов, мечтаете построить отношения с другим человеком и создать хорошую семью. Это естественно. Но посмотрите вокруг. Сколько людей имели это доброе намерение в начале, а теперь собирают осколки! Мечты превратились в страшные сны. Почему? Очень просто. Они начали большое дело без основы, без ответственности. Дом, построенный без фундамента, обрушивается как бумажная башня. Представьте, что вы ответственны за своего будущего супруга/супругу и за ваших будущих детей – они же завтра станут вашими судьями.

Сегодня мы видим, сколько детей протестует. Отмечается страшный рост наркомании и преступности среди молодежи. Когда это зло стучится в наши двери, тогда мы начинаем искать причины не внутри себя, а вокруг и перекладываем ответственность направо и налево. Виновата церковь, виновато государство, виновато общество, виновата школа, все виноваты, и даже камни. Такое безответственное отношение ухудшает ситуацию. Напротив, осознание обязательств и желание измениться налагают на человека ответственность. Может, это покажется вам слишком абсолютным, но в воспитании детей – я это говорю, потому что вы будущие супруги и родители, – основная доля ответственности ложится на плечи родителей. Естественно, существуют и другие факторы, но они вторичны. Ведь в семье, где преобладает любовь, дети это чувствуют и усваивают ее. Конечно, трудности будут возникать, но важно помнить, что любовь, правильное воспитание, настоящая, а не лицемерная духовная жизнь родителей – это самое главное. За каждым протестующим человеком, за каждым токсикоманом, за каждым хулиганом, за каждым преступлением стоит семейная дисфункция, которую родители могут не замечать. То есть они будут думать, что все в порядке, но внутри будет очень серьезная проблема.

Сегодня мы видим, насколько эгоцентричной стала семья. Она учит детей такому принципу: «Хватай, чтобы съесть; воруй, чтобы иметь» (греч. пословица). Если не ты схватишь, то схватит кто-нибудь другой, поэтому не нужно обращать внимания на других людей, смотри только на самого себя. Заботься о том, чтобы подняться в карьере, разбогатеть и хорошо проводить время. Другой человек – тебе враг или в лучшем случае твой конкурент. Насколько наша жизнь стала эгоцентричной, мы наблюдаем ежедневно. Вот пример: посадили городские власти деревце у нашего дома, и мы не чувствуем нужды его поливать, ведь оно не наше.

У некоторых людей есть мечта изменить мир. Красивая мечта, которая чаще всего встречается у подростков или молодежи, но, к сожалению, быстро умирает. И еще одна мечта среди многих бунтующих людей, которые, видя коррупцию и несправедливость, говорят: «Если бы я стал премьер-министром на 24 часа, я бы все изменил». Некоторые серьезнее относятся к проблеме и действуют более систематично. Это великие революционеры. ХХ век – век революций. Мечта об изменении мира стала реальностью, правда, эта мечта превратилась в страшный сон, трагедию для миллионов людей и разочарование для тех, кто в это верит, кто отдал свои жизни, пожертвовал собой ради идеи. Нет ничего печальнее, чем крушение мифа.

Неисчислимы обзоры экспертов о неудачных опытах. Нам интересна только одна причина, которую мы считаем наиважнейшей. Революционеры взяли на себя ответственность за изменение мира, одновременно перекладывая ответственность на других за неблагополучие общества до того момента. Все были виноваты, кроме их самих. Значит, все, кто по каким-либо критериям считались ответственными, должны были быть уничтожены, чтобы другие жили счастливо. Вот такая дьявольская идеология, которую великий Достоевский увидел своим пророческим даром. И написал в «Братьях Карамазовых»: «Делай неустанно. Если вспомнишь в нощи, отходя ко сну: “Я не исполнил, что надо было”, то немедленно восстань и исполни. Если кругом тебя люди злобные и бесчувственные и не захотят тебя слушать, то пади пред ними и у них прощения проси, ибо воистину и ты в том виноват, что не хотят тебя слушать. А если уже не можешь говорить с озлобленными, то служи им молча и в уничижении, никогда не теряя надежды. Если же все оставят тебя и уже изгонят тебя силой, то, оставшись один, пади на землю и целуй ее, омочи ее слезами твоими, и даст плод от слез твоих земля, хотя бы и не видал и не слыхал тебя никто в уединении твоем. Верь до конца, хотя бы даже и случилось так, что все бы на земле совратились, а ты лишь единый верен остался: принеси и тогда жертву и восхвали Бога ты, единый оставшийся. А если вас таких двое сойдутся – то вот уж и весь мир, мир живой любви. Обнимите друг друга в умилении и восхвалите Господа: ибо хотя и в вас двоих, но восполнилась правда Его… Пред иною мыслью встанешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: “Взять ли силой али смиренною любовью?” Всегда решай: “Возьму смиренною любовью”. Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное – страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего».

Помню, когда я только был рукоположен в диакона, ровно 40 лет назад, я находился на Керкире и ездил на автобусе в город по одному делу. Однажды, когда в автобусе было битком народу, многие ехали стоя. Передо мной сидели двое юношей, которые разговаривали без умолку о политике. На одной из остановок зашел слепой человек, пытаясь где-нибудь встать. Я ожидал, что кто-нибудь из молодых людей уступит место. Напротив, начали обвинять государство, систему, транспорт, все, говоря, что, когда мы возьмем власть в свои руки, мы особенно позаботимся о людях с ограниченными возможностями. Я был вне себя! Этот юноша ждал изменения системы, чтобы затем начать меняться самому. Не проще ли было просто уступить свое место? Если у него не хватило малейшего сострадания к своему ближнему, то как он может испытывать любовь ко всему человечеству?

Я вспоминаю одного моего одноклассника. Он был средним учеником. Дома его часто оскорбляли и отвергали. Говорили: «Чего от тебя ждать, ты – бездарность». Так же относились к нему и некоторые учителя, не находя для него доброго слова. С большими трудностями ему удавалось переходить в следующий класс, и он даже начал подумывать оставить школу. Однако в школе были и добрые учителя. Особенно одна учительница за него переживала, подбадривала его и иногда даже со слезами просила других учителей помочь ему перейти в следующий класс. Этому человеку удалось окончить старшие классы, затем он продолжил учебу в университете и буквально преобразился. Эта терпеливая учительница научила его любить книгу, науку и вообще образование. Он закончил и университет. Этот плохой бесполезный ученик сейчас разговаривает с вами. Я никогда не забуду, что несколько лет спустя, когда я встретил эту учительницу, уже пожилую, она мне сказала, плача: «Я всегда в тебя верила».

Раз уж я начал исповедоваться, я вам объясню, почему я выбрал эту тему и почему она меня так волнует. Мы несем ответственность за каждого человека. Где бы вы ни находились, чем бы вы ни занимались, всегда имейте это чувство ответственности за другого человека, за все человечество. Ваша жизнь или смерть зависит не от подъемов и спадов на бирже, но от вашего отношения к другому человеку. Когда ты вращаешься только вокруг самого себя и не замечаешь другого человека, ты мертв. Даже если твой организм работает как часы, ты, несмотря на это, по существу мертв. Что-то в этом роде нам хотят сказать пресыщенные жизнью молодые люди, которые пишут на стенах: «Есть ли жизнь до смерти?» И вот еще одно: «Мы хотим жить, а не выживать». Когда ты смотришь на другого как на предмет для использования, ты тем самым уже роешь себе яму. Когда ты идешь по трупам, чтобы подняться самому, даже если у тебя сто дипломов, ты готовишь себе гроб. Ты уже умер, до своей биологической смерти.

От всей души желаю вам, чтобы время вашей учебы было не просто временем приобретения знаний, но одновременно было путем ответственности. И это чувство ответственности пусть вас сопровождает не только на протяжении вашего студенчества, но и всей жизни. Благодарю за внимание.

Митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос)
Перевела с новогреческого Екатерина Полонейчик
Источник: Православие.ру

Просмотрено (13) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии

Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, жившие во второй половине IIIв. В отличие от других бессребреников Космы и Дамиана, умерли не мученической смертью, но прославились своими чудесами после смерти... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »