Опыт страдания | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Опыт страдания

Художник: Юрий ПименовВсе, что я пережила, прочувствовала и осмыслила, стало кирпичиками в здании моей души.

Поверь, мой милый друг, страданье нужно нам: Не испытав его, нельзя понять и счастья…
Евгений Баратынский

Мы гуляли с подругой по осеннему парку и беседовали. Темой беседы было наше прошлое – мы обе потеряли своих спутников жизни: я овдовела, подруга развелась. Эти трагические события ранили нас так глубоко, что возвращение к нормальной жизни произошло далеко не сразу. То есть как – не сразу… У нас, к сожалению, разрушена культура горевания, и человека, переживающего тяжкую потерю, не оставляют в покое: обстоятельства и люди вокруг нас требуют, чтобы мы исправно функционировали и «не выпадали из графика». В XIX, теперь уже позапрошлом, веке вдовы и люди, похоронившие детей или родителей, в течение определенного срока носили траур, и это было знаком для окружающих, что к человеку, грубо говоря, не нужно лезть. Что он – в горе, а значит, имеет законное право на уединение, погружение в себя – и даже, страшно сказать, на некоторую угрюмость. Да-да, горюющим людям дозволялось не «мыслить позитивно», вести себя странно, грустить и даже плакать. Сейчас это считается чем-то глубоко неприличным. Как бы внутри все ни корчилось и ни горело от боли – натягиваем на лицо гримасу счастья, и вперед!

У нас разрушена культура горевания, и человека, переживающего тяжкую потерю, не оставляют в покое

Такие правила игры способны далеко увести нас от самих себя. Впрочем, я несколько отвлеклась от темы. Моя подруга и я непохожи: я – интроверт, она – экстраверт; для меня тишина и уединение – это отдых и перезагрузка, для нее – тоска и скука. На многие вещи мы смотрим по-разному. В тот сентябрьский вечер мы выяснили, что по-разному оцениваем и период, в течение которого зализывали наши раны.

– Потерянное время, – сетовала подруга. – Я целый год после развода ходила по кругу! Не развивалась, пережевывала одни и те же эмоции… Хорошо, психолог помог!

– Что ты называешь потерянным временем? – я даже остановилась от изумления. – Время, потраченное на осмысление, проживание произошедшего?..

Для меня, наоборот, первый год после внезапной и трагической смерти мужа (мы были вместе не много не мало 24 года) стал, как это ни парадоксально, очень насыщенным и продуктивным. Нет, я не ходила по кругу: я очень многое переосмыслила и поняла, гораздо лучше узнала себя и своих прекрасных друзей, которые проявили себя с самой лучшей стороны, не поскупившись на участие и поддержку. Все, что я пережила, прочувствовала и осмыслила за этот год, стало кирпичиками в здании моей души. Это было больно, очень больно, и я ни за что не хотела бы испытать это снова. Но и ни за что не согласилась бы вычеркнуть из своей жизни этот тяжкий, но структурообразующий опыт.

Подруга меня не поняла. Я не нашла слов, которые донесли бы до нее ценность скорби, ценность опыта страдания, которая для меня неоспорима. Таковы экстраверты: склонны ставить знак равенства между внешними событиями и развитием, незаметной для окружающих внутренней работой и стагнацией. Нет «движухи», значит, потерянное время.

Это вовсе не так! Боль слишком реальна – оплакивая потерю, мы поневоле встречаемся с собой, со своими чувствами, а значит, осознаем себя реально существующими. Осознаем себя людьми, личностями, а не безликими функциями («специалист» – «руководитель» – «семьянин» и т.д.). Житейская суета бессодержательна, она дегуманизирует нас, мы порой совершенно теряем себя под грудой каждодневных задач: вроде бы был занят – минутки свободной не имел, а пытаешься подвести итоги месяца… года… нескольких лет – и вспомнить нечего. Ни значительных событий, ни глубоких переживаний, ни ярких идей. Бессюжетное существование.

Испытывая боль утраты, мы отключаем автопилот и заново открываем свою человечность. Открываем в себе глубины, о которых и не подозревали, погруженные в быт (а это и правда очень затягивает), и переходим в режим бытия.

В старом фильме «Средство Макропулоса» героиня, живущая 300 лет благодаря волшебному эликсиру, обращается к молоденькой сопернице так:

Ты выглядишь всего лишь мило,
Котенок с бантиком в хвосте!
Не плакала, не хоронила –
Откуда взяться красоте?

Она права. Человек, не испытавший скорби и утрат, – «котенок с бантиком в хвосте». Он еще недостроен, как домик без крыши, его опыт неполон, его представление о жизни фрагментарно, частично. Будь это не так, нашему Господу и Спасителю Иисусу Христу не пришлось бы спуститься на самое дно человеческого страдания, испытав предательство друга, Гефсиманское одиночество, пытки и мучительную смерть на кресте. Потому-то Он и Сын Человеческий, что в полной мере познал боль, неотделимую от человеческого бытия на земле.

Человек, не испытавший скорби и утрат, – «котенок с бантиком в хвосте». Он еще недостроен, как домик без крыши

Опыт страдания делает нас милосерднее. Узнав на собственной шкуре, как больно бывает жить, мы постигаем смысл пословицы «Каждая хата горем напхата» – каждого есть за что пожалеть, все до единого несчастнее, чем кажутся.

Опыт страдания укрепляет дружеские узы. Это двусторонний процесс: друзья нас поддерживают, в отличие от приятелей, которые рядом лишь до тех пор, пока им с нами приятно – весело, легко, позитивно, – а мы, в свою очередь, обуздываем свои эмоции, не позволяем себе чрезмерно погружаться в горе, чтобы не утащить их с собой в трясину депрессии. Дело в том, что в дружбе (в отличие, опять-таки, от приятельства, которое предполагает в основном внешние проявления близости – совместные развлечения, застолья и т.д.) мы делимся своим восприятием мира, как бы позволяем другу посмотреть в наш перископ. Что он там увидит – вот вопрос. Для меня в этот период было делом чести следить за чистотой «перископа», соблюдать своего рода эмоциональную диету, не позволяя боли затмевать окружающий мир. Быть «френдли», невзирая на то, что тебе больно, не нагружать «группу поддержки» своими переживаниями чрезмерно – это форма человеколюбия.

И, возможно, главное: ритм жизни современного горожанина ускорился настолько, что мы скользим по поверхности событий, впечатлений и чувств, ни на чем не задерживая своего внимания, и жизнь мелькает, как пейзажи за окном скорого поезда. Это катастрофа сознания: люди просто живут, как живется, ни о чем глубоко не задумываясь, не отдавая себе отчета в своих приоритетах, выборах, смыслах. «О, не лети так, жизнь!» – писал Леонид Филатов, не только блестящий актер, но и талантливейший поэт.

Потеря, горе, удар судьбы выбивает нас из накатанной колеи

Потеря, горе, удар судьбы выбивает нас из накатанной колеи. Время для горюющего человека замедляется, и хотя никто не освобождает нас от труда и повседневных забот, мы уже не погружаемся в них с головой. Даже у людей, в целом не склонных к рефлексии, после кончины близкого человека или слома всей жизни в результате тяжелого заболевания возникают вопросы. Почему, за что? Что я сделал не так? В чем смысл происходящего? Как жить дальше, а главное – зачем?..

И это не хождение по кругу – это выход из тупика, в который заводит постмодернистская культура, дегуманизирующая нас и отчуждающая от самих себя. Беда ведь не в том, что мы не находим ответов, а в том, что воображаем, будто знаем их заранее. «Ставим призрачный ответ и не находим нужного вопроса»[1].

Компьютерные игры, приближенные к реальности, и фильмы с компьютерными спецэффектами утомляют психику, притупляют восприятие, делают человека толстокожим. Это как фаст-фуд – забиваются вкусовые рецепторы, и пища без огромного количества сахара и усилителей вкуса кажется пресной. Такой человек уже не имеет терпения дочитать бумажную книгу, написать письмо другу, не понимает симфоническую музыку – у него сформировалось клиповое мышление, он реагирует только на оглушающие раздражители. Он не умеет радоваться – чтобы испытать яркие эмоции, ему нужно как минимум прыгнуть с парашютом. К сожалению, боль потери – подчас единственный способ встряхнуть такого человека, единственный язык, на котором его может окликнуть Бог.

Елена Цыганова
Православие.Ru


[1] В.Высоцкий.

Просмотрено (33) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира... далее Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреляБлаговещение Пресвятой Богородицы далее » Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

12 апреля — Лазарева суббота далее »

13 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »