Вера и здоровье
До сих пор нередки мнения, будто бы православные считают, что лечиться не нужно: пейте святую воду, прикладывайтесь к мощам святых, и все пройдет. К тому же среди святых есть те, кто при жизни сильно болел и не жаловался на это, а даже считал свою болезнь Божиим благословением. Так, может, лечиться действительно не нужно? О вере и здоровье мы говорим сегодня с протоиереем Алексием Белецким, преподавателем НДС, клириком нижегородского храма в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества.
Есть мнение, что болезнь — следствие греха. Почему тогда болеют дети? Или они расплачиваются за грехи своих родителей?
— По учению Церкви, болезнь, как и смерть, страдания, бедствия и несчастья, является следствием греха, греха первых людей. Наши прародители нарушили заповедь Божию и тем самым открыли злу дверь в мир. Разрушительное действие греха коснулось как природы самих людей, так и окружающего мира. Гармония бытия была разрушена, благоустроенность и совершенство жизни потеряны. С тех пор бедствия и нестроения стали естественными спутниками жизни людей, в частности, они стали болеть и умирать. Бог предсказал Еве, что она «в болезнях будет рождать детей», а Адаму — «проклята земля (весь мир) за тебя… в поте лица будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю». Из этого повествования мы делаем два вывода. Первый — жизненные беды и скорби, в том числе и болезни детей, вызваны общей греховностью и несовершенством жизни, которые различным образом проявляются в жизни каждого человека. Второй — святость жизни не избавляет от болезней и смерти, они — наше общее предопределение. Святые люди древности и современности, хоть и являются долгожителями, но отличаются от нас, скорее, бодростью духа, чем здоровьем тела.
Конечно, нельзя забывать о другом факторе, влияющем на здоровье. Если человек ведет здоровый образ жизни, то и состояние тела у него лучше. И, наоборот, ленивый, беспорядочный и порочный образ жизни, естественно, пагубно сказывается на физическом состоянии. Недаром цирроз печени чаще всего возникает у алкоголиков, рак легких — у курильщиков, диабет — у сладкоежек. Но не только такие явные зависимости порождают тяжелые недуги, но и более тонкие. По опыту жизни мы знаем примеры, как сказываются на здоровье состояния гордыни, гнева, зависти, уныния и прочих греховных настроений. Поэтому Церковь оправдывает физически здоровый образ жизни и призывает активно заботиться о здоровье и чистоте своей души. Ну, а возникающие болезни встречать со смирением и послушанием воле Божией.
Есть немало примеров, когда люди отказываются от лечения, полностью уповая на волю Божию. Насколько это правильная позиция?
— Она может быть оправдана в том случае, когда верующий человек осознает смысл и значение болезни для своей души, когда такое отношение не вредит окружающим людям (особенно семье), когда сам человек смиряется перед Богом и людьми и не унижает при этом медицину и людей, употребляющих медицинские средства лечения. В христианской жизни существуют позиции совершенства и реальности. Верующие люди, которые решаются терпеть болезнь, надеясь только на волю Божию, становятся на позицию совершенства. А те, кто лечатся обычными средствами, не теряя надежды на Бога, не погрешают, так как Бог благословил деятельность врачей. «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его» (Сир 39: 1). Лечить болезни можно по-разному, но желательно традиционными способами. С христианской точки зрения болезнь нужно воспринимать без уныния и озлобления, со смирением и решимостью терпеть недуг как крест спасения.
Моя тетя молится дома, ходит иногда в храм, но причащается очень редко. По ее словам, боится заразиться, ведь во время причастия батюшка дает Святые Дары из одной ложечки всем прихожанам. Как переубедить ее?
— Такое недоверие вызвано маловерием. К сожалению, многие люди не понимают спасительного значения таинств Церкви, тем более Причащения Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Как только сознание проникнется пониманием силы и действенности причастия, так сразу исчезнут неприятие и брезгливость. Поэтому в первую очередь вашей тете необходимо разъяснить значение этого таинства. Во-вторых, общеизвестным фактом является то, что случаи заражения какими-либо болезнями во время причастия от одной чаши отсутствуют. И последнее: частое причастие побеждает недоверие и брезгливость. Как умение приходит с постоянством в деятельности, так и постоянство в причастии переводит внимание с мелочей и условностей на суть таинства.
Существует ли такое понятие, как родовое проклятье? В семье моей подруги у всех женщин умирают или гибнут мужья. У подруги муж окончил жизнь самоубийством. Отец и муж ее сестры погибли, когда обоим не было еще 40 лет…
— Не только духовный мир, но и наше земное бытие имеет таинственную и непостижимую сторону. Не все в этом мире нам понятно, не все доступно нашему познанию, не все силы и явления жизни полностью объяснимы. Но как раз чаще всего эта таинственная сфера бытия открывает свое некрасивое и страшное лицо. Оно имеет обличье диавола. Подобно тому, что в глубинах земли и океанов обитают отнюдь не симпатичные и ласковые существа. Влияние этой инфернальной сферы в мире может проявляться в виде проклятий, заговоров, порчи, то есть различного сатанинского воздействия. Однако вера Христова побеждает эту дьявольскую силу и ее влияние. Христианское звание защищает человека от «стрел бесовских», выводит из-под естественных пагубных зависимостей от этого мира, наделяет силой и возможностью духовных свершений и достижения совершенной свободы и святости. Если мы можем говорить о видимых причинах смерти, можем видеть совпадения в смерти разных людей, то о духовных причинах исхода человека из этой жизни нам говорить затруднительно. Мы оставляем этот вопрос в воле Божией, считаем в этом аспекте смерть таинственной. Поэтому что-либо утверждать по ситуации из вопроса я не берусь. Еще раз повторюсь: чтобы избежать бесовского воздействия под любым именем, нужны крепкая вера и активная духовная жизнь.
Мой вопрос касается болезни души. В медицине такие болезни называют психическими. Справедливо ли мнение: кого Бог хочет наказать, того лишает разума?
— Вполне справедливо. Но относится оно к здоровым людям, которые под влиянием порока или страстей совершают необдуманные или безрассудные поступки. И последствия этих шагов оказываются разрушительными как для души, так и для всей жизни человека. Выходит, человек обладает здравым сознанием, но представляется сумасшедшим. Психическое заболевание, как и любую болезнь, можно считать наказанием Божиим, а можно видеть в нем следствие общей греховности. С древности она считалась душевной болезнью, так как понятия «дух» и «ум» в Библии очень близки по смыслу и переводятся на греческий язык одним словом. Заболевание ума в библейском смысле является заболеванием духа или души. Однако его нужно отличать от беснования, порабощения чувств непосредственному воздействию беса.
Моя мама хочет сделать пластическую операцию — подтяжку лица. Она верующий человек, но считает, что в этом нет греха, что это сродни чистке зубов, умыванию и стрижке. Греховны ли такие операции?
— Пластическая операция, не вызванная медицинскими показаниями и направленная на омоложение или искусственное изменение своей внешности, я считаю, для христиан неприемлема. Христианин не должен стесняться своего внешнего вида. Верующий человек, заботящийся о спасении своей души, спокойно воспринимает возрастные изменения тела. В этом сказывается крепость веры христианина, его добровольное принятие воли Божией. Наоборот, попытка задержать молодость или придать себе большую красоту, забывая о тленности своего тела, говорит о маловерии и противодействии воле Творца.
У меня тяжелая ситуация. У тещи была шизофрения, оказывается, у них эта болезнь передается в роду по женской линии. Последние 10 лет у жены тоже этот диагноз. Когда мы женились 25 лет назад, я обо всем этом не знал, тогда никаких признаков болезни не было. Мы венчались. Жить с женой очень сложно, а в период обострения болезни и опасно. Что делать? Могу ли я с ней развестись, если мы венчаные? У нас есть взрослый сын.
— В таком случае развод возможен. Одна из причин расторжения церковного брака так и звучит: «Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни». Конечно, это разрешение не делает развод обязательным. Если есть возможность изолировать больного человека, но не лишать его семейной заботы, то можно и сохранить брак. Опять-таки здесь применим христианский принцип совершенства и реальности. Если есть силы терпеть и помогать жене, со смирением, кротостью и упованием на помощь Божию нести свой и ее крест, то это путь совершенства и несомненного спасения. Однако в том случае, когда сложные обстоятельства жизни порождают в нас гнев, ненависть и уныние, нужно найти иной способ решения проблемы. Поэтому в данной ситуации развод и помещение супруги в лечебницу возможен и не является предосудительным.
Протоиерей Алексий Белецкий
Подготовила Оксана Москвина
Источник: Нижегородская митрополия
Фото: Исцеление слуги капернаумского сотника
Просмотрено (47) раз