Выбрать страницу

О добродетели целомудрия

Фото: fonstola.ruО том, почему и как воюет против добродетели целомудрия враг спасения рода человеческого, как уберечь детей от падения и что делать, если это произошло.

Не падавший всегда юн

– Отец Платон, что такое целомудрие? Почему так важно его хранить?

– Из всех природных достоинств, данных человеку от рождения, целомудрие – самый хрупкий, ничем не восполнимый дар. Это та уникальная ценность и уже никогда не возвратимая привилегия, которой каждый человек обязан своими честью и достоинством. Именно с этой добродетелью каждый изначально соединяет свое право не только на самоуважение, но и на обладание высшим благом. Когда человек побеждает влечения природного начала и подчиняет свои вожделения требованиям разума и нравственного закона, он соблюдает ту элементарную форму своей индивидуальной неприкосновенности и внутренней целостности, которой и является целомудрие.

Данный человеку в акте его творения Богом этот уникальный естественный дар святитель Феофан Затворник называет в своей известной книге «Путь ко спасению» «первым преимуществом». Он говорит, что это первое преимущество является основанием «всех других преимуществ», поскольку представляет собой «целость естественного благодатного состава». В этой формуле святителя Феофана природное начало объявляется сосудом естественной благодати, сообщающей своим присутствием в индивидуальной природе человека «целость» его душе. В учении святителя Феофана добродетель целомудрия составляет тот непоколебимый фундамент личностной святости, утверждаясь на котором «человек назначен быть вместилищем необыкновенно высоких сил, готовых излиться на него из источника всех благ».

Добродетель целомудрия имеет сотериологическое значение. Харизма соблюдения неприкосновенности целомудрия гарантирует право личности на самоуважение и заключает предпосылку смиренного упования праведника на его причастность к высшему благу с присовокуплением «некоторой ублажающей его уверенности спасения, и уверенности необманчивой».

– Но есть и такое выражение: «Ад наполнился гордыми девственниками…»

– Сохранение целомудрия есть соблюдение идеальной естественной нормы природного бытия в ее изначальной целостности и неповрежденности, но целомудрие отнюдь не единственная добродетель, которая требуется для спасения. Целомудрие – просто одно из важнейших проявлений нравственного достоинства личности, избравшей путь христианского самоотречения и стремящейся к актуальному достижению идеала евангельской святости в свете эсхатологического учения Церкви, осуществляющей свою спасительную миссию в мире между событиями Воскресения Христа и Его Вторым пришествием.

Когда человек преодолевает и побеждает иррациональные стихийные влечения своей природы, он соблюдает ту индивидуальную форму своей неприкосновенности и внутренней целостности, которая становится гарантией его чести и славы как носителя образа Бога, созданного чистым и непорочным. Перу святителя Феофана Затворника принадлежит крылатый афоризм: «Не падавший всегда юн».

Целомудрие награждает своего носителя даром ясного и ничем невозмутимого мира, простого и одухотворенного благодушия и непостыдного дерзновенного энтузиазма в молитвенном предстоянии пред Богом. Душа, постоянно пребывающая в естественной благодати целомудрия, «сохраняет непритворное веселонравие» и «радость духовную», ей присущи «живость, легкость, непринужденность доброделания»; обитающая в этой душе «сила Духа влечет к себе всех». Нравственное достоинство, «принадлежащее сохранившемуся целым в лета юности», становится основанием непоколебимости личной религиозной веры и христианского благочестия «во всю жизнь».

Целомудрие – в основе жертвенной любви

– То есть человеку, сохранившему целомудрие, легче подвизаться и вообще оставаться или встать на пути доброделания, не надо нести многих трудов покаяния?

– Покаянные труды становятся не обузой, а потребностью души оступившегося. Потому что изначально в каждого из нас заложена этическая программа, адресованная всем, но актуализирована она может быть совершенно различными путями в зависимости от жизненного старта и дальнейших выборов каждого конкретного человека.

– В Евангелии приводятся слова Господа о девстве: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19: 11). А тем, кто не вмещает слово сие, им как быть с добродетелью целомудрия?

– Предельно лаконично на этот вопрос ответил святитель Филарет Московский в его Слове на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рассуждая о достоинствах «златого таланта девства» и «серебряного таланта брака», он говорит, что «девство и брак не для всех, но целомудрие – для всех».

Девство – это самоотречение от брака, а брак – это самоотречение от индивидуального эгоизма. Целомудрие как фундамент природного совершенства есть условие и результат отказа личности от филавтии, любви к себе, вместо которой должна возрождаться «безжалостность к себе и непощадение» себя, полагаемые в основу жертвенной любви, без которой нет христианства.

Изгнанным из рая не надо отчаиваться

– Чем грозит потеря целомудрия?

– Потеря невинности до законного брака или оскорбление чужой чести составляют одно из самых ужасных нравственных и церковно-канонических преступлений, которые по своим последствиям можно сравнить с изгнанием человека из первозданного рая. Реально ощутимыми последствием плотского греха является утрата человеком сверхъестественного блага, лишение плодов спасительной благодати, сообщающей человеку дары духовного мира, радости, любви и свободы.

– Великим постом мы читаем житие преподобной Марии Египетской. Ей не просто потеря целомудрия, но даже последующая развратная жизнь потом не помешали стать святой. Мы же, в конце концов, все призваны вернуться в рай, что бы в нашей жизни ни произошло?

– Если кто-то потерял целомудрие, он не имеет права отчаиваться. Он волен идти путем покаяния, шествуя по волнам житейского моря, как апостол Петр среди ветра и бури по Галилейскому озеру. Душа раскаявшегося человека способна не только вернуть меру достоинства утерянного целомудрия, но и достичь вершин святости, как та же упоминаемая преподобная Мария Египетская, которая после понесенных трудов покаяния могла во время молитвы подниматься на воздух и, как по суше, ступать по водам Иордана. Наш русский богослов прошлого века отец Сергий Булгаков писал о том, что человек не должен никогда отчаиваться в своем спасении и должен крепче держаться за Ризу Господню, чтобы не утонуть в пучине греха и соблазнов житейского моря.

Церковь Христова спасает весь род человеческий от нравственного потопа. Святитель Иоанн Златоуст говорил: ветхозаветный Ноев ковчег спасал от потопления различные виды тварей, но не изменял их природы: кто в него вошел, тот и вышел – каждый в своем естестве. А Церковь Христова, как новый ковчег, духовно изменяет и преображает нравственную природу человека: в него входит волк, а выходит агнец, влетает коршун, а вылетает голубь. В житиях наших русских святых мы найдем множество таких образцов: например, святой равноапостольный князь Владимир Красное Солнышко, будучи язычником, имел многие пороки, а после Крещения стал совершенно новым человеком. Такая метаморфоза (так собственно и переводится греческое слово metanoia – «покаяние») проходит красной нитью через жития многих святых.

Конечно, спасительной миссии Церкви сегодня противостоит натиск пропаганды культа распущенности и вседозволенности. А по оценкам социологов, общественное мнение сейчас как никогда раньше вторгается в личную сферу человека и управляет ею. Молодым людям настойчиво навязывается идеал гедонизма: жизнь одна, надо наслаждаться. Такое восприятие жизни есть не что иное, как превратно понятое эпикурейство – философское учение античности, призывавшее максимально стремиться к благу, но не в ущерб нравственным ценностям, и избегать страданий. Но если страдания все же постигают человека, следует держаться стойко и даже, насколько это возможно в данной ситуации, быть оптимистом. А гедонизм современного человека замешен на эгоизме, корысти и самоутверждении.

Ин суд человеческий, и ин суд Божий

– Вот это-то и страшно. Раньше люди, если грешили, у них, по крайней мере, было сознание своего греха. А теперь, получается, мытари и блудницы с психологией фарисеев… Про прежних-то мытарей и блудниц Господь мог сказать фарисеям: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21: 31). А сейчас?..

– Для человека, пока он жив, остается возможность покаяния. Это как у Н.А. Некрасова: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил…» Мытари и блудницы идут в Царствие Божие первыми, потому что грешники осознают, что они грешники, и со смирением обращаются к покаянию. Они не способны мыслить высоко о своем достоинстве, как это было свойственно фарисеям, которые привыкли оценивать себя в категориях самоуважения. Вчерашний грешник – это всегда очень смиренный человек. У него нет ничего, чем он мог бы превозноситься, и он это понимает. Он – нищий духом. И в этом смысле он – блажен.

А все наши человеческие оценки – относительны. Мы судим в меру нашей логики и духовно-нравственного опыта. А о нашем суде известно, что сказал Господь: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3). Мы не обладаем ноуменальным (внутренним) видением. А Господь – сердцеведец, пред Ним все открыто.

Из Патерика известна история, как в один монастырь пришел старец и попросил показать ему самого смиренного и кроткого монаха. Игумен собрал братию, но старец уточнил: «Всех позвали?» «Всех», – ответил настоятель. – «Нет, не всех». Тогда вспомнили про одного брата – повара, который, однако, был резок и невоздержан в словах, но на всякий случай привели и его. Ко всеобщему удивлению – его-то и хотел видеть старец. «Вы все, – обратился он к братии монастыря, – смиренны и кротки по природе, а он от природы очень гневлив, но он более всех прилагает внутренний труд для преодоления своего гнева».

Именно этот Христа ради внутренний подвиг и драгоценен пред Богом. Жизнь человека слишком многогранна, чтобы о ней мог судить другой человек. Он не имеет права судить о достоинстве другого человека, поскольку не знает условий рождения, воспитания, социального окружения и других причин, которые оказали влияние на его мировоззрение и духовное формирование.

– Да-да, широко известна история о двух девочках-близняшках, одну из которых воспитала благочестивая христианка, а другую – блудница, обучив своему «ремеслу». Сказано, что судить всех Господь будет по-разному…

– Ин суд человеческий, и ин суд Божий. Невозможно дать объективную оценку человеческой личности, полагаясь лишь на внешне фиксированный результат ее деятельности. «Приступит человек, и сердце глубоко» (Пс. 63: 7), – сказано в псалмах. Все ведомо только Богу и тем, кому Он желает это открыть.

Сохранение целомудрия нужно человеку для его же собственного блага

– Для невоцерковленного человека заповедь о хранении целомудрия – «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14) – самая сложная для понимания. Человек сразу же начинает протестовать: мне хорошо, другому хорошо, почему нельзя-то?

– На самом деле этот вопрос относится не только к теме целомудрия, но вообще к любой заповеди и установлению Церкви. Например, некоторые люди выступают против постов. Они почему-то считают, что если Церковь возвещает какую-то заповедь, то это потому, что в этом кто-то заинтересован. Призывает, допустим, к целомудрию, возникает вопрос: кому от этого прок – священнику, архиерею, Патриарху? Нет, сохранение целомудрия необходимо самому человеку для его же собственного блага.

Уникальной ценности целомудрия люди не понимают и не принимают, потому что не представляют гибельных последствий греха. С первого взгляда грех представляется весьма вожделенным. Человек хочет жить вольготно и беспечно, а тут Уставом Церкви налагаются какие-то внешние ограничения для осуществления человеком своих эгоистических чувственных желаний.

Все церковные установления имеют Божественный смысл. Господь устроил богослужебный круг, включающий периоды постов, в глубинном соответствии с природными циклами, потому что Он является и Творцом и Законодателем. Церковь призывает верующих жить в согласии со своей Богоданной природой.

– Что может помочь невоцерковленному человеку уберечься от необузданных и неверных шагов и сохранить целомудрие?

– Возможно, врожденное благородство. В самый критический и ответственный период – время юности, которую святитель Феофан Затворник сравнивал с водопадом, прерывающим спокойное течение реки по равнине, – благородство помогает человеку избежать гибельных увлечений, опасных заблуждений и ошибок и тем самым сохранить в непорочности и неприкосновенности честь, целомудрие и достоинство своей личности.

Целостность или разбитость?

– Современные исследователи – психологи, физиологи – ставят интеллектуальные способности подростков в прямую зависимость от их целомудренного или распущенного образа жизни. Многие же сторонники «полового просвещения» в школах не понимают, как взаимосвязано одно с другим.

– Целомудрие – калька-перевод греческого слова σωφροσυνη <софросини> от σως <сос> – целый, совершенный и φρονεω <фронео> от φρην <фрин> – разум = совершенство + разум. Также и в русском переводе присутствует корень слова «целый», то есть достигший цели, исполнившийся совершенства. И в греческом, и в русском варианте эти слова соединяются с указанием на разум, мудрость.

– А в противоположность приводится обычно слово «шизофрения», где первая его часть уже обозначает: σχιζω <схизо> – раскалывать, разрывать. То есть если целомудрие – это целый, здравый ум, то здесь речь идет о разбитом разуме. Недавно протоиерей Александр Тихонов рассказывал случай, когда юноша, которому нравственно неадекватная мать наняла при достижении им совершеннолетия профессиональную проститутку, чтобы та обучила его «любви», сошел с ума; точно так же, как и девочка, воспитанная помешанной на теме плотских отношений бабушкой в атмосфере разврата, вступив в половую связь сразу с несколькими молодыми людьми, оказалась в психиатрической больнице…

– Да, такие ужасающие примеры известны. У целомудренного человека образ Божий просто не искажен, а один из аспектов образа Божия – разум, способность к рассуждению, оценке, выбору. Кроме того, тут действует и чисто психофизиологический фактор: подросток в преждевременном интересе к вопросам пола бьется в сетях своих страстных плотских вожделений и ни на чем другом сосредоточиться уже просто не способен. Это уже своего рода умственная отсталость. В этой ситуации единственный совет родителям, которые обращаются к пастырю Церкви с вопросом: «Что делать, если любопытство к интимной стороне жизни стало у подростка чрезмерным?» – переключить интерес отрока или отроковицы в область интеллектуальных занятий и творчества. Молодые люди должны заниматься спортом, закалкой; как советовал святитель Феофан Затворник – физическим трудом. Чтобы не замыкаться на вопросах, которые в этом возрасте ничего, кроме вреда, не приносят.

Понятно, что молодому человеку, даже если ему привиты правильные нравственные установки, очень трудно противостоять той стихийной волне вседозволенности и распущенности, которая захлестнула современный мир. Но нравственная доблесть христианина не должна смущаться этим обстоятельством – он знает: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14).

Подмены

– Как взаимосвязаны смирение и целомудрие? Иногда возникает какая-то чудовищная подмена, когда за добродетель выдают нечто совершенно другое… В Ветхом Завете есть такие слова: «Увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь ее, и захочешь взять ее себе в жену… ты можешь войти к ней и сделаться ее мужем, и она будет твоею женою; если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Вт. 21: 11, 13–14). Как это понимать? В маргинальной низконравственной среде такие представления о «смирении» человека, как склонение или принуждение его к половой близости, до сих пор распространены. Почему-то вообще считается, что для того, чтобы подчинить человека, его надо как-то унизить.

– В русском языке смирение образовано от слова «мир». Необязательно в маргинальных преступных сообществах, но даже в академической среде может бытовать представление, что для того, чтобы смирить учащегося, ему надо поставить троечку. Часто совершенно ошибочно думают, что смирить – это значит накричать на человека, поставить его в нелепое жалкое положение. Какое же тут смирение, если человек теряет при этом свой внутренний мир? Грех и страсти к умиротворенности привести не могут.

– «Грязь грязью не смывается», – говорил святитель Филарет Московский.

– Да! Мир – это, когда Симеон Богоприимец говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром» (Лк. 2: 29). Его просто объял мир. Во всех канонах, читаемых на церковные праздники, пятая песнь канона посвящена теме мира. Или света – через образы утра, солнца. Так, в пятой песне канона Сретения поется: «Яко виде Исаиа образно на престоле превознесена Бога, от Ангел славы дориносима, о окаянный вопияше аз: провидех бо воплощаема Бога, Света невечерня, и миром владычествующа». Люди, которые слушают эту песнь в церкви, могут думать, что Господь-Вседержитель владычествует миром и об этом поется. Но тут речь идет о внутреннем благодатном мире, который Господь дает верующим. Он – источник мира. И Он оберегает Своих чад – надо только верить Ему, быть со Христом, участвовать в Таинствах Церкви Его Святой.

Только в Церкви спасается человек

– Что человек теряет в подростковом возрасте, когда стремится стать побыстрее взрослым? Господь же заповедал нам: «Будьте как дети (Мф. 18: 3), ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 14).

– В этой заповеди Господа очень глубокий смысл. Взрослые действительно утрачивают то состояние, в котором пребывали в детстве. Дети могут радоваться жизни, воспринимать ее в полноте, глубине и многоликости и при этом не ведать греха. Апостол Павел заповедует нам: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Господь тоже заповедал Своим ученикам: «…Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15: 11), и поэтому даже скорби Он обращает в нашей жизни к достижению высшего блага.

Немецкий богослов Дитрих Гильдебранд писал, что каждый человек призван к совершенству, и самый яркий аргумент, подтверждающий эту истину, – стремление детей быть самыми умными, исполнительными, отзывчивыми, верными, послушными, доверчивыми. Высшим призванием человека является нравственное совершенство: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48), – заповедал нам Сам Господь.

– Почему про потерю целомудрия говорят, что человек грешит прежде всего против себя самого?

– Человек в этом мире ориентирован, во-первых, на свое собственное существование; во-вторых, на нравственные отношения к ближним; и в-третьих, на религиозное поклонение Богу. Этим трем основаниям, на которых зиждется человеческое достоинство, соответствуют такие качества личности, как честь, честность и благочестие. Честь – как основной принцип отношения человека к самому себе – включает целомудрие и благородство. Честность – как принцип отношения человека к своему ближнему – предполагает правдивость и искренность. Благочестие – как принцип религиозного отношения человека к Богу – обязательно должно иметь своей предпосылкой благоговение и праведность. В основе всей этой пирамиды нравственного бытия личности лежит добродетель целомудрия.

– В чем состоит истинное предназначение человека?

– Истинное предназначение человека состоит в актуальном исполнении Евангельского закона, что позволяет человеку сохранить свое Богосыновнее достоинство и достичь идеальной нормы своего физического, нравственного и духовного бытия. Человек – изгнанник рая. И в этом мире его Богоподобное достоинство находится под знаком физического и морального унижения. Человек жалок в своем физически ограниченном состоянии, в своей подверженности страстям, греховным наклонностям плоти. Жалок в своей немощи, болезненности, смертности. И только в благодатной живоносной стихии Церкви человек способен преодолеть греховность и страстность, обрести истинное утешение, одухотворенное благодушие и радость бытия. В греческом языке слова «Церковь» (Экклесия; др.-греч. εκκλησία от глагола «призывать») и «Утешитель», одно из имен-обращений к Духу Святому (Параклис; греч. παρεκκλήo – «утешение»), происходят от одного корня. Протоиерей Георгий Флоровский писал, что Церковь – это не тихое пристанище для усталых и разочарованных душ, а сила, духовно обновляющая и преображающая мир. Эти слова созвучны с высказыванием Святейшего Патриарха Алексия I: «Неверие – это немощь плотского разума, а вера – это сила, освящающая человеческое естество».

Архимандрит Платон (Игумнов)
Беседовала Ольга Орлова
Источник: журнал «Покров»

Просмотрено (26) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »