Что скрывают предрождественские богослужения
Рождество Христово – второй по значимости праздник церковного года. Не зря в народе его называют зимней Пасхой, а богослужебные книги прямо указывают: «Рождество Христово – Пасха. Праздник тридневный». Поэтому Церковь и подготавливает к этому празднику очень необычно.
То, что Рождество Христово – праздник необычный, видно и по нашему богослужебному календарю. Первые предрождественские песнопения мы слышим за месяц до праздника, они потихоньку прибавляются в течение Рождественского поста, а апогея достигают в последние шесть дней перед Рождеством. Давайте же разберем, что в этих предрождественских службах и песнопениях необычного.
Внимательный молящийся сразу заметит, что песнопения Предпразднства Рождества очень похожи на песнопения Страстной седмицы. Например, знаменитое песнопение Великой Субботы, дня накануне Пасхи, начинается так: «Волною морскою Скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы» (на русском «Того, кто в древности спас от гонителя и мучителя, спасенных дети скрыли под землей (т. е. во гробе)». Накануне же Рождества поется такое песнопение: «Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя – в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод» (на русском «Того, кто в древности спас от гонителя и мучителя, скрытого в яслях убить ищет Ирод»). И такие аллюзии проходят через все предрождественское богослужение – апофеоз земной жизни Спасителя перекликается с началом этой жизни, указывая на то, что наше спасение началось задолго до Голгофы, еще в «убогом вертепе» Вифлеема.
Особый день среди дней Предпразднства – это последнее воскресенье перед Рождеством. Оно называется Неделей святых Отец и посвящено воспоминанию всех ветхозаветных праведников, живших до Христа. За богослужением в этот день читается первая глава Евангелия от Матфея, в которой приводится родословие Иисуса Христа. А в богослужении прославляются ветхозаветные святые: «Адам, радуяся днесь, яко основание и утверждение праотцев мудрых, совзыграет же Авель, и Енох веселится, и ликует Сиф и Ной купно; с патриархи же поет Авраам всехвальный, и рождение без отца ныне Мелхиседек видит свыше».
Больше же всего в этот день в песнопениях встречаются имена праотца Авраама, пророка Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила, которых царь Навуходоносор бросил в печь за отказ поклониться идолу.
Особое почитание Авраама и Даниила Церковь объясняет в одном из песнопений этого дня (приводим его по-русски): «Отцов начало – Авраама патриарха, как закона и благодати начальника, и Даниила Божественного, в сей день сойдясь, с верою почтим: ибо, как пророк Божий, он предвозвестил Христа от Девы». Авраам Богом назван «отцом всех верующих», и именно через него Бог создает себе избранный народ, а пророк Даниил предсказал точный год пришествия Спасителя в своем пророчестве: «Семьдесят седмин (т. е. 490 лет) определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были трехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк и помазан был Святый святых» (Дан. 9:24).
В спасении отроков Богом из огня Церковь видела прообраз Рождества Христова. Одно из рождественских песнопений можно перевести так: «Печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел».
Последний день перед Рождеством Христовым тоже уникален. В богослужебных книгах он носит название «Навечерие Рождества Христова», а в народе называется сочельником. В этот день утром совершается особая служба – царские часы. Эта служба была составлена в VII веке святым Софронием Иерусалимским (он известен также как автор жития Марии Египетской). Часы называются «царскими», вероятно, потому, что в Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю и Патриарху. Это многолетие (только уже Патриарху, Митрополиту и всему собору) до сих пор возглашается на этой службе. По сравнению с обычными четырьмя службами часов, которые в храме совершаются каждый день, на этой службе читаются чтения из Священного Писания – из Ветхого Завета, Апостола и Евангелия. В каждой из четырех служб читается сначала какое-либо предсказание о Рождении Христа, потом дается толкование предсказаний в свете посланий апостолов и заканчиваются чтения рассказом о Рождестве.
После царских часов служится особая Литургия. В ее составе особые, предрождественские песнопения, пророчества из Ветхого Завета (на обычной Литургии ветхозаветные отрывки не читаются). В древности она совершалась во второй половине дня, вечером в канун Рождества, и заканчивалась с появлением первой звезды, что трактовалось как появление Вифлеемской звезды, которую увидели волхвы. Сейчас же она совершается утром, сразу за царскими часами, но после ее окончания в середину храма выносится свеча, которая символизирует ту звезду, духовенство и хор поют уже песнопения Рождества Христова – тропарь и кондак, тем самым указывая, что начинается праздник Рождества.
Предрождественские богослужения уникальны, и, чтобы пережить праздник Рождества Христова наиболее полно, нужно побывать хоть на одном из них, чтобы через участие в этих богослужениях подготовить свою душу к свету Вифлеемской звезды.
Александр Адоменас
Православная Жизнь
Просмотрено (37) раз