Выбрать страницу

Символ веры: первый член. О едином Боге

Фото: gorlovka-eparhia.comСимвол веры — это изложение основ христианского учения. На протяжении жизни каждый христианин произносит его бесчисленное количество раз, но все ли знают, о чём он на самом деле? Начинаем новый проект, в котором священники будут разъяснять каждый из его двенадцати членов (предложений). О первом рассказал священник Димитрий Паламарчук.

О Символе веры говорить трудно: если объяснять его, не слишком углубляясь, выйдет очень кратко, если же погрузиться основательно, можно книгу написать. По этой причине я призываю читателей воспринимать предложенную здесь информацию как приглашение изучить его более полно и глубоко.

Символ веры был принят и утверждён на Первом и Втором Вселенских Соборах, которые проходили в Никее и Царьграде (Константинополе), соответственно. История его составления очень интересна, рекомендую непременно с ней ознакомиться. Если мы знаем Символ веры, это ещё не значит, что мы христиане. Мы знаем текст, который составили святые отцы, но нередко люди плохо понимают, какие именно смыслы заложены в нём. Будем разбираться.

Первый член гласит: «Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым (Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого)». Казалось бы — всё понятно: мы свидетельствуем, что верим в Бога Отца — всё, конец. Но не всё так просто.

Что такое вера? Святитель Филарет (Дроздов) учил, что вера — это «уверенность в невидимом — как в видимом, в желаемом и ожидаемом — как в настоящем» (ср. Евр. 11:1). Первое слово — «Верую» — относится не к первому члену, но ко всем двенадцати. Мы веруем во всё, что перечисляется далее, до самого последнего слова. Прежде всего веруем во единого Бога — то есть единственного, и других богов у нас нет. Вера в единого Бога подразумевает веру в Троицу, то есть Бога, Единого в трёх Лицах. Понять это сложно, но очень важно. В Новом Завете свидетельство тому, что Бог — это Троица: событие Крещения Господня. Тогда Бог открылся в трёх Лицах: голос Отца, Христос, принимающий крещение, и Дух Святой в виде голубя.

Веруем мы во единого Бога. Бог есть Дух, об этом сказал Сам Господь наш Иисус Христос: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24), — и это первое из Его свойств. Бог также вечный, беспредельный, всеблагой, всеведущий и премудрый, всемогущий, вездесущий, всеправедный, всеблаженный. Что ещё важно знать о Боге? То, что Он — Личность. Епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский) пишет, что «поистине и до конца личен только Бог. В Нём нет ничего, что было бы дано Ему извне, чего бы Он не желал, чего бы Он не знал, что не есть Он Сам. Бог всегда есть то, чем Он хочет быть». Человек не может познать Личность Бога до конца, но может пытаться это сделать через общение с Ним.

Ещё Бог есть Любовь. Часто доводится слышать упрёки: как вы, христиане, можете говорить, что Бог есть любовь, если в мире столько несчастий? Во-первых, не всегда то, что человек воспринимает как несчастье, ему неполезно. Порой нам приходится переживать скорби точно так же, как при болезнях — принимать горькие лекарства или ложиться на операцию. Эти меры нельзя назвать проявлениями нелюбви врача, верно? Во-вторых, нередко происходящие в мире беды — не свидетельство равнодушия Бога, а результат нарушения человеком установленных Богом законов.

Веруем во единого Бога Отца. Почему мы называем Его Отцом? Потому что Он — Отец Иисуса Христа, Сына Единородного, и всех, кто через Иисуса Христа уверовал в истинного Бога и стал Его чадом.

Веруем в Бога Вседержителя. Бог Вседержитель — не языческий демиург, который создал мир и покинул своё творение, не став участником его жизни. Бог Вседержитель сотворил мир и являет Себя в нём. Он установил закон, через который всё в мире существует и живёт. Всё через Него начало быть, без Него ничего не происходит (ср. Ин. 1:3). Он всё содержит в Себе и всё через Него совершается.

Мы веруем в Бога — Творца неба и земли — то есть сотворившего мир. Причём не только то, что нас окружает и что можно увидеть, подняв голову или опустив глаза, но и то, что увидеть невозможно — мир невидимый.

О сотворении невидимого мира мы ничего сказать не можем, потому что, как учат святые отцы, невидимый мир создавался в молчании. Человеку неизвестна тайна его сотворения. Известно только, что он был сотворён раньше, чем видимый — вселенная, космос, Земля, светила. Мы знаем, что к нему относятся ангелы, архангелы и все другие бесплотные духи. Сколько их — неизвестно, мы знаем только их иерархию. Церковь учит, что есть высшие ангелы и низшие, низшие получают откровение не от Самого Бога, а от высших ангелов. Самые высшие — это серафимы и херувимы, ниже стоят престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Похожи ли они на людей? В какой-то степени да, поскольку они тоже личности и имеют выбор, но только в одном: остаться с Богом или нет. Известно, что часть из них от Бога отпала, мы знаем их как падших духов — бесов, ещё их называют клеветниками. Бесы тоже относятся к невидимому миру. Их называют духами злобы поднебесными. Где именно они пребывают — мы не знаем, однако нам известно, что ад был разрушен Воскресением Иисуса Христа.

Земля и видимый мир — это мир, окружающий нас, мир материальный. Древние учителя говорили, что Бог дал людям две книги, по которым мы можем изучать и познавать Бога. Первая книга — это Священное Писание, вторая — мир, окружающий нас. Изучая его, человек понимает: он не мог появиться просто так. В нём всё необычайно гармонично устроено, и, видя это, человек естественно приходит к мысли, что у мира есть Творец. Сейчас людям сложнее принять это, поскольку они окружили себя произведением своих рук: дома-многоэтажки, асфальт, линии электропередач, вышки мобильной связи и так далее. Сложно увидеть что-то, что не создано руками человека, особенно в городе.

Видимый мир Бог творил шесть дней, но какие это были дни и сколько они длились — неизвестно. Теорий масса, но вряд ли это дни в нашем с вами понимании. Дело в том, что небесные светила Бог создал только на четвёртый день, а без них исчислять время было невозможно: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. …И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1: 14-15, 19). Бог живёт вне времени, оно ему чуждо. Поэтому мы не можем сказать, сколько длилось сотворение мира — миллионы лет или десятки часов. Это не имеет принципиального значения для нашего спасения, разве что интересно и любопытно для человеческого ума.

Подытоживая, скажу: человеку, который хочет узнать о Символе веры больше и разобраться в нём основательнее, можно посоветовать прочитать специальную литературу — благо, спектр её велик и разнообразен. Начинающим можно предложить катехизисы — например, святителя Филарета (Дроздова), епископа Александра (Семёнова-Тян-Шанского), святителя Николая Сербского, преподавателя Киевской Академии В. М. Чернышёва. Очень хотелось бы напомнить читателям о такой книге, как «Закон Божий», чтение которой сделало бы их жизнь в Церкви намного понятнее и интереснее. Самый распространённый «Закон Божий» — тот, что написан протоиереем Серафимом Слободским. У этой книги есть один большой минус: писалась она до революции, и потому там есть ряд некоторых неточностей, к тому же её текст не очень понятен. Нашим читателям я бы посоветовал «Закон Божий», изданный в 2010 году Издательским отделом Украинской Православной Церкви в Киеве. В нём можно найти больше информации, он написан интереснее и хорошо подходит для пытливого ума нашего современника.

Наша задача — не столько раскрыть всю глубину Символа веры, сколько подтолкнуть человека к его изучению. Важно помнить, что это не просто сухие догматы, а вся глубина нашей веры. Митрополит Вениамин (Федченков) говорил, что не раз видел епископов, которые плакали на литургии во время чтения Символа веры, поскольку пропускали через сердце каждое его слово. Всю глубину этих слов можно осознать только тогда, когда мы начинаем разбираться в них. Литературы для изучения море, главное — посвятить её изучению время. Его можно найти, было бы желание: за неделю несложно прочитать двадцать страниц печатного текста, правда ведь? Пусть эти двадцать страниц набраны мелким шрифтом, но время, потраченное на них, стоит того: нужно же наконец понять, какие глубины заключены в словах, которые мы повторяем в течение жизни столько раз.

Священник Димитрий Паламарчук
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (58) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »