«Для чего я столько лет ходил в церковь – и понятия не имею о любви?» Что разрушает отношения с Богом
Среди молодежи много атеистов? Почему с этим не согласен архимандрит Андрей (Конанос) и что сложнее всего почувствовать христианам? Чем родительская любовь отличается от божественной и что подумать о том, кто едкий, злобный, чрезмерно амбициозный и смущает своим характером?
Самое для нас трудное, как мне кажется, – это почувствовать любовь. Человек – единственное млекопитающее, рождающееся совершенно беззащитным. Новорожденного младенца нельзя оставить ни на минуту – ведь он не может позаботиться даже о том, чтобы ему было тепло. С первой секунды нашего существования в этом мире мы нуждаемся в любви – объятиях, тепле материнской груди, нежности, ласке, – и всё это требуется нам еще очень долго. Неслучайно современные педиатры и психологи в один голос утверждают: нельзя оставлять плачущего ребенка в одиночестве.
Раньше, правда, была иная практика: ничего страшного, если младенец плачет – пусть привыкает, не нужно сразу брать его на руки и т.д. и т.п. Но сегодня все уверены в обратном: новорожденный ребенок ежесекундно нуждается в любви, которая согревает его сердечко и дает уверенность в том, что все его жизненно важные потребности непременно и мгновенно удовлетворятся, а мир вокруг – дружелюбен. И счастливы те из вас, кто знал в детстве такую родительскую любовь. Но это было не у всех. Не все росли в счастливой семье, у ласковых и нежных родителей. Да и те, кто так рос, тоже сталкиваются с различными трудностями в этой жизни. Правда, у людей, которых нежно любили в детстве (а память об этом остается на всю жизнь), – сильная душа. Их невозможно «сломать», потому что любовь, полученная в свое время от родителей, сформировала в них крепкий стержень.
Старец Паисий говорил, что младенец, не получивший достаточно материнской любви и ласки, не насытившийся теплом грудного молока, будет, по мере взросления, искать всему этому замену. И пристрастится к бутылке, сигаретам или наркотикам – компенсируя недостаток любви в детстве. Поэтому очень часто молодые люди, попадающие из одной передряги в другую, находящиеся на грани, пьющие – говорят друг другу: «Я люблю тебя! Я хочу тебя!» На самом деле им просто нужна любовь – чтобы их любили, как любят маленьких детей.
Все мы хотим любви. И всюду ее ищем. Вы спросите: «Почему ты нам говоришь здесь о родительской любви? Наша сегодняшняя тема – любовь Божия!» Но любовь Божия берет начало в сердце человека.
Первое живое существо, которое мы видим в этой жизни, – вовсе не Бог, а мать, отец, люди из плоти и крови. Именно родители являют собой первый пример любви – в том числе Божественной. Так что если человек получил родительскую любовь в достатке, впоследствии ему легче постичь Бога.
Одна учительница как-то поделилась со мной, что среди современной молодежи много атеистов. Я ей возразил. Мне кажется, атеистов не бывает. Есть люди с извращенными представлениями. Есть люди обиженные, не получившие достаточно любви, потому что никто им ее не давал. И теперь они отрицают Бога, Которого не знают, а точнее, – всю систему, которая вроде бы говорит о Боге, но при этом не дарит любви. В этом проблема.
Мы приходим в Церковь, чтобы научиться любви. И если нам удается выполнять все предписания, но любви мы так и не научились, не научились чувствовать любовь Бога, – все достижения отходят на второй план. Возьмем, к примеру, пост. Это – очень хорошее дело, но для чего мы постимся, если в нашем сердце нет любви? Апостол Павел говорит, что если делать всё правильно, но без любви, – все усилия напрасны. Любовь – превыше всего. Форма необходима, но только с учетом содержания. Содержание – вот что важно. И это совсем другое дело.
Иногда я разговариваю с ребятами, которые не знают даже, как правильно ко мне обратиться. Они говорят: «господин» или «господин отец», понятия не имея, что в разговоре со священником нужно произносить его имя – отец такой-то. Но душа у этих ребят искренняя и чистая, Богу угодны такие души. Господь не ограничивается внешностью – Ему важно содержание, Он смотрит в наше сердце. И спрашивает: «Научился ли ты любить?» По себе могу сказать, что, к сожалению, в Церкви многие люди безупречны по своим манерам, поведению, образу жизни, но всё это лишено внутреннего содержания.
Как недавно услышал я от одного человека: «Множество обид я претерпел от людей, которые в глазах окружающих являются благонравными, добродетельными христианами, регулярно ходят в церковь… И именно эти люди меня предавали, обижали и огорчали». Вот что ранит больше всего и разрушает отношения с Богом. И человек задается вопросом: «Для чего я столько лет ходил в церковь, раз понятия не имею, что такое любовь?» Примерно это я услышал на Афоне от одного монаха. Это был подвижник, схимник, аскет, с длинной белой бородой. Все вокруг его уважали, почитали (знаете ведь, что такое схима), а он сказал мне: «Отче, я живу здесь столько лет, но если в сердце у меня нет любви, то единственное, что у меня будет – это моя схима». Великая схима – особый знак отличия в монашестве. Но главное – что под этой схимой. Там должна быть любовь. Если ее нет – что бы я ни делал, я ничего не достиг.
Книжники и фарисеи обладали всеми духовными богатствами, но у них не было духовной высоты и содержания. Они постились, посещали Храм, но делали всё это формально, и Господь, заглядывая к ним в душу, видел там нечто отталкивающее. Что? Он называл это лицемерием и ложью, когда всё делается напоказ. Любовь Божия ищет твоего сердца, чтобы подарить тебе истинное счастье – ощутить, что ты Его возлюбленное чадо. Именно это является нашей конечной целью – в семье и вообще в жизни. Любовь Божия никуда не исчезает, она постоянно с нами, питает нас, дает силы. Всё остальное преходяще.
Почувствовав Бога, человек становится милосердным и любящим. А если видишь, что кто-то жесток по отношению к другим – злобный, едкий, чрезмерно амбициозный, – можешь быть уверен: этот человек еще не ощутил Господа.
Так что если будете иметь дело с подобными людьми, не говорите: «Этот Божий человек меня обидел». Вместо этого скажите: «Этот человек, который пока так и не нашел Бога, обидел меня». Божий человек не может быть жестоким в отношении кого бы то ни было.
Архимандрит Андрей (Конанос)
Источник: Богоносци
Просмотрено (60) раз