Точка перехода в вечность
Митрополит Антоний (Паканич) о главном и решающем миге нашей жизни.
Главный миг жизни
Человек стяжает смирение всю свою жизнь. Господь ждет нашего смирения, ищет смиренного и сокрушенного сердца, и на самой высшей точке, на пике нашего смирения, Он переносит нас в Вечность.
Господь терпеливо ждет такого подходящего момента, предоставляя нам все необходимое для этого. И дерзнем сказать, что ради этого мига, мига сокрушительного смирения, затеяна вся наша жизнь. В этом моменте присутствует вся полнота Божественной любви, в нем уже нет места человеческому эгоизму, греховной самовлюбленности.
Разными путями ведет Господь человека к этой высоте. Одним посылаются скорби, болезни, другим – испытания для укрепления веры, третьим – богатство либо бедствия и лишения, делающие людей опустившимися и даже асоциальными, каждому то, что максимально приблизит его душу к смирению и покаянию, к ощущению своей несостоятельности и своего ничтожества.
Принятие воли Божией в своей жизни – начало духовного движения вверх, основное условие.
У каждого, безусловно, своя мера смирения, любви, богообщения. У каждого свои дары и задачи. Но направление одно. Двигаясь по земному пути, исполняя волю Божию, ища ее всюду, мы раскрываем в себе то ценное и неповторимое, что Господь заложил именно в нас.
То, что приемлемо для одного и является его планкой, абсолютно недостижимо для другого, а для кого-то, наоборот, будет легким, достижимым без особых усилий.
И для того чтобы понимать, где же твое и какая у него мера, нужно быть способным прислушаться к воле Божией и хоть на миг отказаться от самомнения. Чем меньше сопротивление с нашей стороны, тем масштабнее и величественнее раскрывается Бог в нашей жизни.
Камень преткновения
Человек – существо гордое. И именно гордость является главным камнем преткновения на пути к смирению. Гордость многолика и коварна, она неизбежно приводит к ожесточению сердца и дальнейшему падению: «Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце своё, тот попадёт в беду» (Прит. 28:14).
В жизни гордеца нет места Богу. Бог противится гордым, они лишают сами себя Его благодати.
Священное Писание даёт нам множество примеров людей, в том числе талантливых и влиятельных, которые поплатились за свою гордость.
Строители Вавилонской башни, возгордившись, говорили: «Построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя… И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт. 11:4–8). «…Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).
Гордость помешала царю Саулу слушаться до конца Бога. Возгордившись, он пренебрёг повелением Господа и нарушил Божью волю. За это Господь отнял у него царство и отдал его Давиду.
Царь Ирод сам наказал себя за свою гордыню, он принял от людей поклонение и прославление, которого достоин только один Господь Бог: «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:21-23).
Причиной первого отпадения от Бога, падения сатаны, была тоже гордость. Он захотел быть Богом, а не Его служителем: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: ‟взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:12–15).
Сатана возгордился из-за своей красоты. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез. 28:17).
Гордость – это возвышение над другими, уверение себя в том, что я лучше, умнее, талантливее, праведнее, достойнее и важнее других: «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11–12).
Какими бы глупыми, недостойными и плохими ни казались нам наши ближние и далекие, мы не должны считать себя лучше их. Это маркер нашего духовного состояния. Мы доверху наполнены грехами и несовершенствами и только с помощью Божией способны их преодолевать. Нашей заслуги нет в наших духовных успехах. По милости Божией мы впускаем в свою жизнь благодать, которая и преображает нас.
Лучше считать себя самым недостойным и занять самое последнее, дальнее место, нежели позволить себе считать себя достойным лучшего и занять неподобающее место, которое нас вскоре попросят освободить.
Митрополит Антоний (Паканич)
Записала Наталья Горошкова
Православная Жизнь
Просмотрено (26) раз