Что же нам делать с Днем святого Валентина?
В десятых числах февраля, бегло просматривая ленту новостей в «Фейсбуке», я год от года задаюсь одним и тем же вопросом: что бы делали сотни и тысячи православных пользователей интернета в эти дни, если бы в нашем календаре не появился пресловутый День святого Валентина?
Что бы они тогда обличали, на что набрасывались бы в пылу ревности о своём исконном, чему посвящали бы мэмы с мультяшными богатырями, разящими из луков порхающих амуров? Можно, конечно, было бы потратить избыток энергии на добрые дела и работу над собой, но что там эта внутренняя борьба со страстями в сравнении с виртуальной бранью против идейно чуждых нам западных праздников?
– Но ведь праздник, – скажете мне вы, – действительно чуждый. Что же, теперь сидеть и молчать?
Соглашусь. Праздник действительно чужд нам во всех отношениях. Но совсем не по той причине, о которой вы подумали, потому как император Клавдий и содомский грех в римской армии, о которых так любят писать в интернете в контексте грядущего дня, имеют к этому, с позволения сказать, празднику такое же отношение, как и реальный святой Валентин – воин-мученик, чья память празднуется 7 мая (по новому стилю). И традиции Католической Церкви здесь тоже ни при чём. День святого Валентина не что иное, как умелый коммерческий ход. И в этом плане он и правда полностью чужд нашему не только церковному, но даже обывательскому сознанию.
В чём состоит суть церковного празднования, пространно рассказывать, полагаю, смысла нет. Празднуя день памяти святого, мы чествуем, как это ни парадоксально, его кончину, момент его рождения для вечности. И беглого взгляда на «традиции» празднования Дня святого Валентина достаточно, чтобы понять: слово «вечность» даже в мыслях не мелькает у толп народа, скупающих всевозможную сувенирную и полиграфическую продукцию, толпящихся в цветочных павильонах, суетящихся за прилавками и мысленно подсчитывающих выручку.
Обывательское отношение к праздникам тоже ничего общего с церковными традициями не имеет. В зависимости от возраста и социального положения обывателя праздники обыкновенно проводятся либо с семьёй, либо с лопатой, либо с выпивкой. Но и в эту незатейливую схему День влюблённых не вписывается ни одной из своих сторон. Ведь День Валентина – это прежде всего день покупки, день, когда привычно примитивное «любишь – докажи» незаметно трансформируется в «любишь – потраться». Причём сделать это нужно чаще всего вечером рабочего дня. И в этом понимании новоявленный праздник, вне всякого сомнения, день любви. Только любви порочной и не всегда логичной – к шопингу, к трате денег, к азарту покупателя или же к выгоде, к навару, к барышу.
Придумать что-либо более противное христианскому сознанию, согласитесь, непросто.
И всё-таки что же нам делать? Ну, для начала не заниматься примитивной пропагандой. Всякие псевдоисторические экскурсы, гневные обличения и нелепые картинки никого не убедят в нашей правоте. Внимание-то, конечно, привлекут, но какое? Один саркастически хмыкнет, другой раздражённо сплюнет, третий молча отпишется от страницы незадачливого «просветителя». И толку?
Куда важнее не участвовать в общей истерии, не поддаваться рекламе, не тратить время на ненужный шопинг, раздражение в магазинных баталиях, стояние в очередях. Любимых порадовать, конечно же, всегда кстати. Вот только хотелось бы, чтобы о них мы вспоминали почаще и уж точно не один раз в году по сомнительному поводу.
Протоиерей Владимир Пучков
Православная Жизнь
Просмотрено (24) раз