Любовь… будет всегда
Легко писать о любви, когда все хорошо. Горизонт жизни не затягивают тучи проблем, а с ближними мир и взаимопонимание. Парадокс, но настоящая любовь куется, как добротный клинок, мощными ударами молота испытаний. Тяжелых, болезненных, несправедливых и совсем без елея.
В тепле и уюте душа человека, подобно рептилии, засыпает. Мы приспособленцы по скорбному диагнозу падшей природы и вместо творчества нередко выбираем удобство. Спокойней сидеть и ничего не делать, наблюдать за происходящим вокруг, безучастно попивая чаек из своего времени. Жизнь проходит, а мы хотим отсидеться, мирно покайфовать в отмеренный нам Богом промежуток времени.
И это довольно странно, потому что без трудностей никакого развития человека для вечности не происходит. Проблема – это мотивация для решения. Мы часто вспоминаем о подлинных для себя ценностях в минуты скорби. Говорить о любви, когда все хорошо, несложно, и любить ближнего просто, если он отвечает взаимностью. Куда девается наша любовь вместе с серьезными скорбями и испытаниями?
Любовь прорывается через окаменевшее сердце и дает ему чувство жизни. Конечно, вам это знакомо. Все серо и буднично, а потом вдруг как защемит в груди, и вы вспомните, что кое-что там есть. Трудно описать одним словом (и есть ли оно?) проснувшееся сердце. Но отрицать какую-то свежесть его в этот момент, словно после душа, сложно. Сердце просыпается именно в минуты испытаний. Совсем необязательно, чтобы испытания были титаническими. Когда мы видим несправедливость или принимаем решение, помочь или не помочь ближнему, делаем нравственный выбор на работе – все это моменты оживления сердца. Оно включается в процесс и либо побеждает любовь, либо мы выключаем тумблер совести – и наша душа покрывается плесенью от выбора удобного нам пути.
Но именно из ситуаций, когда нам нужно принять решение, непростое, и озарить душу светом любви, и выкладываются стены крепости Царства Небесного в сердце. Потому что любовь вопреки тому, к чему привыкли люди. Любовь спокойна и терпелива в отношении других людей, а не раздражительно тороплива. Она легко прощает и отзывчива помочь ближнему в противовес правилу, что отказ от обид и мести равносилен слабости, а если кому-то постоянно бескорыстно помогать – невыгодно и чревато быть использованным. Любовь не печалится об успехах другого, и зависть, которой пронизан наш мир, ей чужда. Мы ведь почему-то вдруг переживаем, если у кого-то что-то получается лучше. Мы должны быть лучшими в своем деле, а уж если это получилось – обязательно будем везде «колотить понт» и выставлять себя в лучшем свете. Но любовь не про это.
В любви нет выгоды, и даже не чувство взаимного выигрыша движет любящим сердцем, а возможность послужить ближнему. Конечно же, любовь не может причинить зла. Здесь нет никакой ревности, а полное признание свободы другого человека и его права поступать так, как он считает нужным. Если не соврешь, то не проживешь – это не про любовь. И любовь всегда стремится к миру, но не к вражде. Чистый источник, который открывает в сердце любовь, наполняет человека неимоверной силой, с помощью которой он может перенести любые испытания и не сломаться. Он не сломается, потому что в нем живет любовь.
У апостола Павла есть такие интересные слова, завершающие гимн любви: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Почему-то мне эта фраза отозвалась словами Достоевского: «…Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Что общего в этих двух цитатах?
Чудеса, дающиеся маловерам, действительно иссякают. Предание Церкви может теряться в веках, в том числе и по причине гонений, и, как следствие, потере преемственности христианской традиции, что уже было в истории. И религию – истину с маленькой буквы, как назвал ее Достоевский – могут использоваться в своих целях те самые лжехристы и лжепророки, раскольники и еретики, пытаясь обосновывать свою позицию через использование христианской веры в своих целях и ради манипулирования общественным мнением. Ну и что?
Христос, Который есть Любовь всей жизнью и завершением земного пути, а затем и незримым служением человечеству до наших дней, «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Любовь как светлое чувство жертвенности, пробуждающее душу и как будто открывающее дверцу к чему-то бесконечному в глубинах души, возможна для достижения всем людям. До времен, когда прежняя земля минует, и после них тем более Христос, воплощение абсолютной Любви, будет вечерять с верными Его закону.
Любовь будет жить вечно. Держитесь вечного и выращивайте в себе семена любви. Это трудно, но любой труд будет вознагражден. Уже сейчас.
Владимир Басенков
Православная Жизнь
Просмотрено (17) раз