«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»
Мы с вами в день Сретения Господня по милости Божией в большинстве своем удостоились неизреченного дара, приобщились святых Животворящих, бессмертных Христовых Тайн и имеем Спасителя нашего Господа Иисуса Христа в недрах нашего сердца. Сегодня каждый из нас Симеон Богоприимец. Тот принял Христа на руки, мы приняли Христа в самою душу. Вот почему сегодня каждый из нас сможет вместе с благодатным Симеоном воскликнуть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»
Тот сказал эти слова, потому что приблизился конец его земного бытия, должно было развязаться скрепам, соединяющим душу с телом, должно отойти ему было в путь всея земли, приложиться к отцам. Мы говорим сегодня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», — и тем самым свидетельствуем, что Господь Бог дарует нам отпущение наших грехов, тех уз и скреп, которые препятствуют нашей душе приступить к Господу так, как Он сего хочет, поклоняться Ему в духе и истине.
Действительно, если с глубоким сердечным покаянием, самоосуждением, исповеданием Христа, с верою в прощение мы приступили к таинству Церковному, Господь не может не исполнить сегодня то обетование, которое мы слышали в Его Божественном призыве: «приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов».
Вот почему в сегодняшний день особым смыслом будем в тайне души, братья и сестры, повторять эти многознаменательные, всерадостные и всеобновляющие слова: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» Ибо Господь Самим Собою, присущей Ему Божественной силой вносит дивное изменение в сердце кающегося причастника. Кто был унылым, пусть получит отпущение печали, обретет бодрость и радость. Кто был невоздержанным, чревоугодником, винопийцей, пусть угодит Богу воздержанием во славу Господа. Кто гордился, обуревался тщеславием — пусть просияет смирением, укрепит себя самоукорением, а главное: воздаст подобающую славу Богу Дивному во святых Своих. Кто был нечист в мыслях и желаниях — пусть уцеломудрится, ибо ныне отпущает нам грехи наши Всемилостивый Владыко.
«Отпущаеши раба Твоего, по глаголу Твоему с миром», — Божественный мир, превосходящий всякое разумение о нем, опочил в сердце ветхозаветного старца Симеона, когда он ощутил на руках своих, заключил в объятии свои Того, Кто есть мир, примиряющий в Себе небо и землю, мир упраздняющий всякую тяжбу, водворяющий согласие между душою и телом, духом и плотию, между видимым и невидимым составом человеческого естества. Действительно, мир наш — Христос, опочивает ныне в сердце нашем. Позаботимся о том, чтобы не возмутить этот мир ни единым прилогом тревоги, страха, а особенно раздражительностью, гневом. Но сохраним сегодня благодатный мир, спокойствие, кротость, тишину, дабы Христу Спасителю не противно было находиться в нас, но предоставим Ему наше сердце как царские палаты, дабы Он, опочив в нашей душе, явил Себя живым и действующим в сердце каждого христианина.
«Яко видеста очи мои спасение Твое», — вместе со святым Симеоном вперим очи наши внутрь самих себя. Была бы только внимательность, бдительность, трезвение. И будем созерцать спасение наше, Спасителя нашего, невидимо нам соприсущего. Как это созерцать Спасителя, когда Он невидим? Что значит видеть невидимого Бога? Это значит соединить все силы души вкупе — разум, чувства, желания – так, чтобы душа в этих трех чувствах сосложившись, устремлена была к невидимому Богу. И тот, кто имеет такое устремление, внутреннюю обращенность к Иисусу Христу, ощущает и осознает в себе таинственную теплоту, не кровяную, но духовную, которая делает весьма легким и простым дело всегдашнего молитвенного пред Богом стояния.
Тот зрит Христа в сердце своем, кто более живет невидимым, чем земным. Тот видит пред собою спасение свое, кто помышляет, удивляется: «Как это Бог вечный, вездесущий, всеслышащий, всямогущий, как это Бог, Который неистощимая благость, мир, святость соприсутствует нам, таинственно пребывает в нас, а мы в нем?» И тот, повторяем, кто ум свой и чувства держит сосредоточенными в Бозе (а признаком этой сосредоточенности служит молитва к Богу), вот такой и оказывается видящим невидимого Бога. Вместе со святым Симеоном зрит Спасителя своего, Который есть «Свет во откровение языков и слава людей Израиля».
Подлинно Бог есть свет, Который просвещает мысли и помыслы человека. Тот, кто отчасти принял этого света, оказывается способным различать добро и зло. Тот, кто имеет этот невидимый миру свет, вовремя сумеет различить всякий вражий прилог, всякую вражию злую мысль, всякое недоброе чувство, которое крадучись подползает или подходит к нашему сердцу, с тем чтобы, привлекши внимание ума, пленить сердечные чувства и таким образом вовлечь душу во зло.
«Свет во откровение языков» — есть Иисус Христос, помогающий нам вовремя изобличить всякое внутреннее зло. И с помощью усердной молитвы, сопротивления внутреннего, изгнать из пределов души всякого чуждопосетителя, то есть, все то, что мерзко, ненавистно и не угодно Богу.
«Слава людей Израиля» — Господь наш Иисус Христос. Эта слава таинственно осеняет всякого, кто причастился со смиренным, кающимся и добрым сердцем. Эта слава отзывается в душе не только миром, покоем, кротостью и тишиной, но и каким-то необыкновенным веселием, радостью, о которой возвещает тропарь Сретения: «Веселися и ты, старче Симеоне…» Где располагается радость, она связывает собою чувства сердца человека. Ощущая мир в совести, сознавая милость Божию на себе, душа неизреченно радуется, чувствуя в себе необыкновенную легкость, гармонию, устремленность ко всему хорошему. Неудобосклона душа ни к чему мирскому, подлому, лукавому, злому, она, душа, переживает благодатную детскость, исповедуя, что Господь обновил все ее способности и силы. Вот эта внутренняя радость, присущая истинным христианам, есть свидетельство славы Божией, почивающий на человеке, облагодатствованной таинствами покаянием, причащением, соборной церковной молитвой.
Позаботимся, братья и сестры, о том, чтобы эту святую, ни с чем несравнимую радость, не растерять, не разменять, не променять на сомнительные мирские радости и утехи. Что, к сожалению, слишком быстро и слишком со многими случается.
Как удержать, как умножить эту радость? Очевидно, нужно уподобиться сегодня Богу, Который излил на нас Свои благодатные дары. Всего Себя истощил Господь, дабы напитать, насытить и просветить наши души. Также должен поступать и всякий христианин, приявший милость Божию. Ко всякому человеку отнесись сегодня со вниманием. Не осуди того, кто сам себя осуждает. Не презри никого из нуждающихся в помощи. Всякому посочувствуй, даже если не можешь помочь словом или делом, за всякого помолись, каждому обрати светлый лик свой, всякого приветствуй, у всякого испроси прощения, даже если ты не согрешил пред ним, всякого назови братом и сестрою о Христе Иисусе, всякого почти как члена единой с тобою Церкви, глава Которой Господь Иисус Христос.
Итак, если мы желаем сохранить эту молитвенную радость, мы должны сегодня от сердца послужить, потрудиться в служении нашим ближним, дабы ни для кого наше сердце не было затворено, но для всех открыто.
Вот в этом-то подвиге добротворения и милования и заключается собственно служение Господу причастника Божией благодати. Если мы будем внимательны, усердны в этом простом деле, то к вечеру умножит, усугубит Господь дарованную нам благодать. И отходя ко сну, мы почувствуем, что душа наша бодрствует, не хочет смыкать очи и все повторяет вместе со святым Симеоном: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи Твои спасение мое, свет во откровение языков и слава людей Твоих Израиля».
Протоиерей Артемий Владимиров
Просмотрено (37) раз