Родительские субботы — дни бескорыстной любви. Почему недостаточно “откупиться” от наших покойных
Как провести Вселенскую родительскую субботу в преддверии Великого поста, что делать, если покойник напоминает о себе во сне и почему молитва поминовения усопших — главная молитва христианина — рассказывает священник Александр Дьяченко.
Две вселенские родительские субботы отличаются тем, что в эти субботы (Мясопустная и Троицкая) на службах не рекомендуется поминовение только своих родственников. Об это мало кто помнит и знает, но это дни памяти именно всех православных христиан, усопших за все время существования Церкви. Вселенская суббота называется так по времени и месту. А вот за своих родственников можно помолиться специально после вечерней службы на панихиде. На всех остальных субботах Великого поста уже идет акцент на поминовение всех своих родных и близких.
Наша Церковь единая, Святая, Соборная и Апостольская. Смысл поминальных богослужений — это преемственность и непрерывность. Мы говорим, что Церковь подразделяется на две части: на Церковь торжествующую, то есть Небесную, и Церковь воинствующую — это мы с вами. И мы молимся о тех наших христианах, которые прожили эту жизнь, быть может, не очень благочестиво, с нераскаянными грехами. Но это молитва — в преддверии Страшного Суда, когда рай исчезает и ад уже повержен. Когда наступит второе пришествие Господне, все придут на Суд, все человечество воссоединится вместе.
Если человек оставил после себя такую память, что о нем люди будут благодарно молиться, это пойдет ему “в род и в род”. И в этом есть элемент святости. Вспомним Зою Космодемьянскую и ее подвиг, самоотверженность, любовь к Родине! Если посмотреть, кто она такая, то выяснится, что она — внучка и правнучка священника. Даже фамилия у нее церковная, в честь Косьмы и Дамиана. То есть наши предки могут “посеять” для своих потомков семена как добра, так и зла. Существует неразрывная связь между теми, кто находится “там” и теми, кто есть “здесь”. У моего знакомого священника бабушка была настоящей праведницей, хоть и не прославленной святой. Он иногда просто приходит на ее могилку, молится, и потом понимает, что она ему помогла.
Языческие поверья неизживаемы
Существует народное поверье, что якобы во Вселенские родительские субботы можно поминать вообще всех людей, даже самоубийц. Это, кстати, очень хорошо описано в романе “Лавр” Евгения Водолазкина. Существовали так называемые “скудельницы” — ямы, в которых погребали людей, умерших неестественной смертью — из-за несчастного случая или в безвестности. Раньше вдали от сел и деревень строили храмы в честь Всех Святых. Именно там находились скудельницы. Такие храмы строились на местах бывших божедомок (там доживали свой век бродяги, бездомные, юродивые) И на седьмую субботу по Пасхе приходил священник и совершал отпевание всех, кто находился в скудельницах, чтобы покойники «урожай не портили, воду не выпивали”. А как их отпевать? Ведь даже имена этих людей были не известны. Тогда говорили: “Господь знает имя”. А на Вселенских субботах всех этих людей поминали на панихидах. Тем не менее самоубийц и некрещеных старались не поминать.
Конечно, во многих народных традициях всегда было и по-прежнему остается много языческого. Мы, священники, стараемся, чтобы все суеверия отходили, но они очень живучи. Сколько бы ты ни говорил, люди не перестанут верить во все эти приметы и поверья.
В эти дни человек для себя ничего не просит
Люди у нас в стране больше всего любят и почитают праздники двух планов: в честь Пресвятой Богородицы и дни поминовения усопших. В эти праздники в храм приходит больше всего народу. Скажем, усекновение главы Иоанна Предтечи или празднование дня Петра и Павла уже не так популярны. Нет почитания тех, кто ничего не лечит, не помогает в денежных и квартирных вопросах, в личной жизни, в работе, в вопросах здоровья. То есть потребительское отношение к Церкви, к святым у нас неизживаемо и оно будет всегда. Даже когда мы молимся за близких, друзей, покровителей, детей, мы все равно так или иначе молимся за свой комфорт. А вот поминовение усопших — это праздник, когда человек для себя ничего не требует. Это дни бескорыстной любви. Можно сказать, что именно по этой молитве формируется образ христианина.
Бывают случаи такие. Служба уже закончилась, и в храм вбегают запыхавшиеся люди, несут хлеб, продукты: “Ой, уже служба закончилась, да? Мы тут спим, и мамка во сне пришла. Говорит: “Вы что в такой день спите? А обо мне забыли? А какой сегодня день? А, Родительская!!!” Это не редкость, когда усопшие сами о себе напоминают. Но тут опять наблюдается нечто языческое — бабушка ко мне во сне пришла, за плечи обняла и сказала: “Пойдем, внученька…” Значит, надо срочно в храм бежать и свечи поставить, а желательно сразу три, чтобы бабушка больше во сне не приходила. Это, получается, как бы хочется откупиться от нее…
Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, написал книгу “О поминовении усопших”. И вот там все эти вопросы он подробно разбирает. Рекомендую к прочтению.
Священник Александр Дьяченко
Подготовила Ольга Лунина
Православие и Мир
Просмотрено (91) раз