Выбрать страницу

Правда о посте. Как поститься, не обманывая себя?

Правда о посте. Как поститься, не обманывая себя?

Сколько бы высоких слов мы ни говорили о посте вообще и Четыредесятнице в частности, правда остается закрытой для многих.

Начался Великий пост. Пора, когда стремление стать лучше усиливается, усилия в этом направлении удваиваются, а результат кажется чуть более достижимым, чем обычно. Но нередко бывает так, что пост для человека заканчивается, скорее, подведением неутешительных итогов, нежели реальным изменением к лучшему.

Причин тому может быть множество, мы же сейчас обратим внимание лишь на одну, весьма, надо сказать, распространённую. Эта причина – непонимание того, в чём конкретно должна выражаться перемена к лучшему. Человек постится, воздерживается, понуждает себя, но к чему в итоге всё это должно привести, не знает, не понимает, а то и просто не задумывается. Между тем есть в человеке качество, наличие или, напротив, отсутствие которого ясно демонстрирует, чего стоят постные труды и подвиги.

Это качество – доброта, причём не та, к которой мы привыкли, распространяющаяся только не отдельных людей и ряд ситуаций, и уж тем более не фальшивая, наигранная маскирующая душевное убожество. Доброта – как постоянное состояние души, как норма восприятия действительности.

Давайте обратим внимание на, так сказать, главных евангельских антагонистов воскресных чтений минувшего месяца: фарисей, старший брат блудного сына, те, кого Христос при Своём Втором пришествии поставит слева от себя. Что у них общего? Это сплошь недобрые люди. Не то чтобы злые, а именно недобрые. Люди, в жизни которых нет места доброте, которым она просто не нужна. Зачем, к примеру, доброта фарисею, когда он и без неё постится, платит десятину и чтит субботу? К чему доброта сыну, который и так во всём послушен отцу, рассудителен, исполнителен и трудолюбив? Да и простому обывателю к чему доброта? Он ведь за всю жизнь не убил-не украл, честно работал, вырастил детей, жене не изменял. Что мимо нуждающегося проходил, так «мне самому никто ничего просто так не дал» и вообще, «работать надо, а не просить».

Можно ли назвать такого человека злым? Конечно, нельзя. Да вот беда, добрым его тоже никак не назовёшь. И не стоит обольщаться насчёт того, что отсутствие доброты не предосудительно. Как видим, Христос невысокого мнения о результате молитвы фарисея, отец в Его притче хоть мягко, но всё же порицает старшего сына, а говоря о Страшном суде, Спаситель прямо указывает на тот факт, что недоброе отношение к ближнему Он неизменно принимает на Свой счёт. А значит, из недоброго человека плохой христианин.

Впрочем, всё же недаром тема недоброго человека поднимается Церковью перед Великим постом. Повторимся: сколько бы высоких слов мы ни говорили о посте вообще и Четыредесятнице в частности, правда заключается в том, что для большинства из нас пост – это, прежде всего, время познания собственных немощей. Борьба со страстями не бывает простой, всякий раз преодолевая себя, человек приобретает важный опыт, познаёт немощь, несовершенство, склонность естества к греху. Тот же, кто оказывается к Пасхе у разбитого корыта недопрочитанных правил, недопосещённых служб, недоисполненных сухоядений, а также недорозданной милостыни, недоисполненных обещаний и недораскаянных грехов, как правило, ещё с большей остротой осознаёт собственные немощь, нерадение, несобранность и лень, тем самым приобретая всё тот же опыт – опыт познания собственной слабости и несовершенства, опыт, который учит снисходительности, милосердию и умению прощать. Другими словами, пост, помимо прочих известных нам достоинств, является ещё и школой доброты. И если благодаря посту стать добрее способен всякий, а сама доброта характеризует как качество поста, так и его результат, то, думается, каждый из нас способен взять себе целью стать в наступившую Четыредесятницу хотя бы немного добрее.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (86) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

25 июня - Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— супруга Великого князя Михаила Тверского, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

25 июня — Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской далее »

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »