Символ веры: шестой член. О Вознесении Господнем
Христос вознёсся на небеса — что дальше? Мир остался таким же, как до Его воплощения, или что-то в нём изменилось? Поясняет протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.
«И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца (И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца)».
И возшедшаго на небеса. О том, что Спаситель вознёсся на небеса, написано в Новом Завете. Через сорок дней после Воскресения и пребывания на земле Господь в Своём человеческом облике, то есть со Своим телом, вознёсся на небо. Этому были свидетелями Его ближайшие ученики: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (Лк. 25:50-52); «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16:19). Под небесами надо понимать не какое-то определённое место в атмосфере или космосе, но невидимый, невещественный мир о котором упоминает апостол Павел (2 Кор 12:2).
Седяща одесную Отца, то есть сидящего по правую сторону Бога Отца. Надо понимать, что Бог есть Дух, и у Него нет правой и левой стороны, нет рук и ног. Святые отцы говорят, что эти слова надо понимать духовно. Сначала вспомним, что для древних людей означало сидеть одесную царя или высокопоставленного лица. Когда фараон давал Иосифу атрибуты своей власти: кольцо, жезл, одежду — он посадил его по правую сторону от себя, и Иосиф стал равен по власти фараону. То есть «седяща одесную» значит «быть равным, иметь ту же власть». Таким образом, эти слова Символа веры утверждают, что Иисус Христос, Сын Божий, имеет равное могущество и славу с Богом Отцом.
Победив смерть и воскреснув во славе, Господь вознёс на небеса в Своём Лице человеческую природу, в том числе и плоть. Этим Он открыл каждому человеку возможность ко всеобщему воскресению, о котором мы ещё будем говорить. Именно это имеет в виду святитель Епифаний Критский, когда пишет о «плоти нашей, на царский престол возведённой».
Господь победил смерть и этим прославил человеческую природу, сделал её достойной Царствия Небесного. До Вознесения Христа люди не могли туда возноситься, а потом это стало возможно — например, тело Божией Матери было чудесным образом вознесено на Небо.
Господь, вознесшись во плоти, сел одесную Отца — то есть получил от Бога всё то, что имел до этого. Всё божественные достоинство, могущество, славу так же, как и Бог Отец, имеет и воскресший Иисус Христос, пришедший на Небо с человеческой плотью. То есть Христос равен Богу Отцу, ничего не изменилось за то время, которое Господь был на земле, общался с людьми, выполнял миссию спасения рода человеческого.
Святым отцам было важно подчеркнуть всё это, чтобы не возникали ереси, утверждающие, что Христос сошёл одним, а вознёсся другим. Может, что-то в Нём изменилось? Нет, никакой перемены не произошло. Об этом говорил апостол Павел в послании к Ефесянам: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:10). Сын Божий как имел одинаковую славу с Отцом до того, как пришёл на землю, так и остался в ней. Божеством Своим Он не покидал Неба. Вспомним кондак Пасхи: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный».
Господь вознёсся, но общение с людьми не только не прекратилось, но стало ещё теснее, потому что Он вознёсся в человеческом теле, прожив земную жизнь как человек. Господь нас не оставил: у нас есть возможность общаться с Ним в таинствах, которых не было до Вознесения — впервые Он причастил только небольшую группу Своих учеников, и только после Пятидесятницы этого были удостоены все люди. Бог остался с нами.
Протоиерей Владимир Шутов
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (27) раз