Чем опасна зависть?
Один предприниматель убил другого. Из зависти. А потом женился, завел детей, построил целый город. И внешне жил вполне неплохо… Со времен Каина и Авеля мало что изменилось.
Василий Великий писал, что зависть – это печаль о благополучии ближнего. Знакомо, не правда ли? Уже вижу, как вы горько улыбнулись. Чем старше мы становимся, тем глубже понимаем, насколько опасна зависть и для своего носителя, и для жертвы. Завистливый человек чем-то похож на маленького ребенка в песочнице, который чувствует себя обделенным и громко кричит, видя, как рядом с ним такой же карапуз весело играется с большой и красивой игрушкой. А потом этот плаксиво-крикливый малыш возьмет да и выкинет какую-нибудь совсем недетскую мерзость (над ней мамаши потом будут умиленно смеяться на кухнях). Например, ударит обладателя красивой игрушки. Попытается вырвать машинку. А может и сломать. Как сказал бы обыватель, из вредности. Зависть – она такая. Взрослых людей это мерзкое качество толкает на самые отвратительные поступки.
Проистекает зависть от гордыни. Завистник, с одной стороны, уверен, что он заслуживает большего, с другой, его раздражает наличие желаемого или просто некоторых успехов в сравнении с собой у ближнего. И нет чтобы заняться самоанализом, постановкой целей, приложением дополнительных усилий в достижении желаемого – возникает ненависть к человеку, у которого желаемое есть. Почему? Эгоизм («все мне» и «я достоин большего!»), лень (делая постоянно одно и то же, мы будем получать один и тот же результат, но переступить через себя и изменить модель мышления мешают лень и та же гордыня), раздутое самомнение. Наверное, мир уже через день стал бы другим, если б в один миг каждый живущий на планете человек осознал полную ответственность за свою жизнь и научился не искать виноватых вокруг, а занялся бы работой над собственными ошибками. Зависть возникает как раз в среде горделивых и ленивых людей, а в целом тех, кто обременен страстями. Хочется вкусно питаться, обладать вниманием противоположного пола со всеми вытекающими, быть миллионером, купаться в людской славе – вот и почва для развития завистливого нрава.
За что Каин убил Авеля? Бог не брал жертвы Каина потому, что видел его гнилое сердце. Гниль съела душу Каина. Вместо того чтобы заглянуть в себя и провести работу над ошибками, Каин убивает брата. Но почему? Завистники, если включить логику, рассуждают совершенно иррационально. Казалось бы, хочешь добиться того, что есть у ближнего, посмотри на его модель успеха, посмотри на себя, проведи работу над ошибками и пробуй. Разве не логично? Вместо этого завистник всю свою энергию направляет на ненависть. Особо изощренные выстраивают целые схемы, чтобы испортить жизнь объекту зависти.
Зависти противоположно смирение. Оно помогает адекватно оценивать себя, а также спокойно относиться к чужим успехам и достижениям. Более того, смирение помогает им искренне радоваться, что и естественно для человеческой души. Как это здорово: у кого-то что-то хорошо! Захотелось и мне? Ну, надо проанализировать, нужно ли мне это. И если нужно, поставить цель, наметить план и перейти к реализации… Исправить завистника трудно, а вот самому не стать носителем зависти – необходимо. Это чувство съедает жизненное энергию, искажает в нас образ Божий и лишает любви в сердце. Завистливая душа никогда не станет счастливой, потому что настоящее счастье всегда внутри. История Каина и Авеля о том, какая трагедия может произойти, когда один человек последовательно взращивает в своей душе зависть и идет у нее на поводу. Он может стать внешне успешным, даже построить целый город (завод, торговый центр, нужное подставить), но внутри будет ничтожен, жалок и проклят. Таким был и Каин, мечтавший о смерти. Бог оставил Каину жизнь, наверное, в надежде на его покаяние. С другой стороны, жизнь с тяжелыми последствиями зависти – кровью брата на руках, муками совести и безотчетным страхом – ужасное наказание.
Поэтому вспоминая в чтении Книги Бытия события глубокой древности, Церковь призывает своих чад покопаться в своем сердце и, если там присутствует зависть, выбросить ее подальше, чтобы не лишать себя возможности обрести великое чувство любви, которое возводит человека к подобию Богу, а следовательно, и подлинному счастью.
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (39) раз